"Власть и деньги обнажают Душу человека, 

делая явные её тёмные стороны."

Автор

                                                                                                                                                                                                       

   На данный момент, в условиях плохо прикрытого социального хаоса, мы имеем дело с эволюцией власти, где власть  получали не самые мудрые, а самые подлые и хитрые. Люди стремятся управлять миром, не понимая того, что не всегда могут управлять даже собой. По уровню  развития социальной  осознанности, как это ни странно, человечество  значительно отстаёт от пчёл и муравьёв, чёткая иерархия которых ставит на первый план интересы  общественные, а не индивидуальные. Это и есть причина их  существования на протяжении миллионов лет и залог существования в будущем. Подобного залога у человечества нет.

   Хочу  обратить ваше  внимание на ещё одну иллюзию, имеющую непосредственное отношение к вопросам социального устройства. Это иллюзия про уровень социального  развития человечества. За миллионы лет эволюции социума, человек сохранил  семейно-клановую систему управления, исторически характерную  для периода первобытно общинного строя. Не зависимо от того, как называется социальное устройство общества (демократия, коммунизм, капитализм, феодализм и т.п.) действуют законы семейно-клановой системы. Когда человек приобретает власть, он, зачастую, окружает себя  родственниками (семья), близкими людьми (клан),  основываясь ни сколько на их профессиональные и управленческие  способности, сколько  на верность, гарантирующую относительную безопасность их власти. Это явление просматривается на всех уровнях  социальных взаимоотношений: приём в  учебное заведение, приём на работу – предпочтение отдаётся интересам семьи и клана. Но, деятельность человека должна быть подкреплена способностями к этой деятельности. Если родители устраивают ребёнка в институт (на  должность), а он не обладаёт способностями к учебе (работе) – это преступление перед обществом, перед другим человеком, чьё место он будет, занимать, и, прежде всего перед самим ребёнком. Ставя интересы семьи на первый план, люди не понимают, что их дети и внуки  не могут быть счастливы в обществе, где люди занимают «чужое место». В таком обществе будут недальновидные преступные политики, бездарные врачи, педагоги профаны. И у вас нет  гарантии, что вы оградите от всего этого своих детей и внуков, не зависимо от того,  в какое «тёплое местечко» их пристроили. Судьба непредсказуема, но закономерна, и велика вероятность, что их жизнь,  здоровье или безопасность  будут зависеть от компетентности одного человека. 

   В социальном плане мы остались на уровне первобытных людей, для которых интересы семьи были выше интересов племени, а интересы племени выше интересов других племён. Современный социум имеет характерную черту женского мировосприятия - семья превыше всего, что не  даёт возможности  воспринимать  и решать  глобальные проблемы человечества. Это является одним из обоснований матриархального уклада современного человечества. Вследствие первобытности  социума сложилась ситуация кланового управления, где сила и влиятельность клана зависит от его живучести и богатства,  а не от способности разумно управлять.

   И в таких вот первобытных условиях современности перед человечеством снова встаёт извечный вопрос о том, кто же достоин власти? Например,  все  слышали о  судебной власти, но что это за власть? Под  официальным  одиозным названием скрывается система управляемая самыми обыкновенными людьми, способными на ошибки,   и не лишёнными алчности. «А судьи  кто?»  этот вопрос  литературного героя Чацкого из комедии А.С. Грибоедова  «Горе от ума» актуален и сейчас, при чём в самом прямом смысле слова. А кто они, эти судьи?  Что  нужно сделать, чтобы стать судьёй?  Кем нужно   быть, чтобы стать судьёй. Что такое судейство? В современной системе судья – это всего лишь  профессия.  Как в любой сфере  человеческой деятельности,  для   овладения профессией нужно учиться, пройти экзамены, получить диплом и, применяя на практике полученные знания, окончательно овладеть профессией. Любой человек, получивший соответствующее образование,  может стать судьёй. И проверяют судей на соответствие   так же как представителей любой другой профессии – знание теории и способность применения их на практике. Но, знание законов для судьи это далеко не самое главное условие для того, чтобы судить.  А кто учитывает морально-этические качества будущего судьи? Кто и как измерит его моральные качества? Кто  способен  взвесить  на весах слепой Фемиды честь и алчность судьи? А ведь честность и чувство справедливости это самые  главные  достоинства судьи. И если законы можно выучить, то справедливости научить невозможно, как невозможно добавить человеку совести, если таковой не достаёт. В современном обществе безнравственный человек,   хорошо знающий законы и умеющий их применять, не менее опасен, чем вооружённый бандит.  Так кто те судьи, которые выбирают новых судей? Такие же люди… Только более извращённые своей властью над судьбами людей и безнаказанностью. И, коль была упомянута судебная система, хочу привести слова одного из героев книги Ричарда Олдингтона «Сущий рай», которые довольно точно характеризуют суть судебного процесса: «Перед вами два адвоката, и каждый из них выставляет свою сторону дела в наивозможно благоприятном свете. Беспристрастная третья сторона - судья - подводит итог. Это единственный путь к истине.  Ерунда! С таким же успехом можно определить истину как среднее арифметическое двух лживых утверждений. Юристы спорят вовсе не ради того, чтобы установить истину, а ради того, чтобы выиграть дело». А если учесть, что третья сторона – суд, в отечественной коррупционной системе по умолчанию не может быть беспристрастной, то приходим к выводу, что наша судебная система это позор общества и страшное социальное заболевание.

   Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что  социальная система, в которой мы живём, не способна обеспечить справедливый суд. В обществе  отсутствуют основные критерии отбора его представителей, принимающих важные решения и, самое главное, отсутствует механизм.  Кто и каким прибором может измерить честь и совесть? И так во всём… С представительской властью и избирательной системой  в демократии та же самая проблема. Кто выбирает и по каким критериям? Получается, что человечество не создано для того, чтобы  мудро собой управлять. Последний бастион   самоуправления пал с момента   вырождения кастовой системы, в которой роль человека в обществе напрямую зависела от генетически обусловленных способностей, основанных  на  практическом применении  этих способностей  их предками. У большинства из нас, не зависимо от того, в какой период было получено среднее образование, выработаны четкие ассоциации между понятием кастой системы и эксплуатацией. Поверьте, такой глобальной и всеобъемлющей эксплуатации, каковая присуща современной демократической системе, человечество ещё не знало. 

   Кастовая система, разновидность которой существовала в различных видах у всех известных истории народов, до определённого времени относительно успешно решала вопрос  места индивида в социуме. Эта система иерархична, как всё в природе. Но, понятие иерархии подразумевает по своей сути угнетение, а выполнение работы по своему предназначению.

   Способности и мировоззрение передаются генетически и вполне логично что сын воина, скорее всего будет лучшим воином, чем сын пастуха, а сын гончара вылепит кувшин лучше, чем сын царя, но, в отличие от сына царя, может не иметь способности к правлению. В основе кастовой системы  было определение сферы деятельности человека, основанное на знаниях о деяниях его предков. Семья принимала решение о вступлении в  браке своих  детей. Конечно, при этом чувства молодых людей учитывались в последнюю очередь, ибо гены небезупречных  предков могли проявиться в их  детях. Подобная система  представляет собой  механизм  искусственного отбора по признакам  и специализациям полезным для общества. Весьма не романтично, но эффективно для поддержания  и развития социума. И современном обществе ситуации в стиле «Ромео и  Джульетта», когда влюбленные не могут быть вместе, встречается не так уж и редко, не смотря на то, что мы живём в обществе, где официально каст нет.

   В кастовом строе заложена природная мудрость.  Но, подобный строй не должен быть герметичным – то есть оставлять возможность перехода индивида из одной касты в другую, при наличии у него соответствующих способностей и навыков, что обеспечить эволюционную динамику общества.

   Главный вопрос – кто, и по каким параметрам будет разделять общество на касты? Ясно  одно – понятие элита общества давно потеряло свою суть, так как то, что называют  элитой, может быть таковой по форме, но не по содержанию. Власть и деньги это всего лишь внешний атрибут элиты, при чём вторичный. Первично, как и во всём в этом мире, содержание, основанное на идеалах  духовности, мудрости и культуры, которые обосновывают право на обладание внешними атрибутами элиты.

Пришло время, когда люди должны понимать эти вещи! Всё зависит от вас! Дело не в личностях политиков, а в системе. Наивно полагать, что честный, идейный человек, каким-то образом  обретший достаточно финансовых средств, для покупки «билета в политику»,  может что-то изменить в этой системе. Менять нужно саму систему. Хочу рассказать вам древнюю вьетнамскую  легенду про Дракона. В 1961 г. «Союзмультфильм» выпустил мультфильм «Дракон» по мотивам этой легенды.

«Когда-то на высоком холме стоял мрачный неприступный замок Дракона.  Злобный Дракон обложил непомерной податью  близлежащие города и селения. Люди страдали от этого, но каждую неделю привозили дань к замку, не решаясь в него зайти. Никто из них не видел  самого Дракона, только древние предания их предков  рассказывали о его силе и жестокости. Раз в сто лет храбрые воины отправлялись в замок, чтобы убить Дракона, но никто из них не вернулся и люди продолжали платить дань. Однажды, храбрый юноша, который даже не был воином, набрался смелости и, взяв большой нож, отправился к Дракону. Ворота замка были открыты. Внутри царило запустение. Он проходил через  залы дворца, усыпанные золотом и драгоценными камнями. В самом большом из залов он увидел Дракона. Дракон был стар и слаб. «Я пришел сразиться с тобой!» - воскликнул юноша! «Наконец-то  ты пришёл! Убей меня, я устал за последние сто лет…» - ответил Дракон. Юноша убил Дракона, тот сдался без боя, но сказал перед смертью: «Теперь не я дракон – ты дракон»…Но юноша не предал значения его словам - он  был счастлив! Он смог освободить свой народ от непосильного ярма рабства! Юноше не терпелось прибежать к людям и принести им счастливую весть. Он бежал к  воротам замка через бесчисленные  залы, усыпанные золотом, размышляя, сколько всего хорошего  смогут сделать люди с этими богатствами! Бег его становился всё медленнее и медленнее. Он остановился, подумав: «А не взять ли немного золота лично себе? Я ведь заслужил! Я герой! Я не испугался Дракона!». Он взял немного золота, потом ещё немного, и ещё…  Юноша не знал, сколько это длилось, ему хотелось золота ещё и ещё.  Он поднял голову и увидел в отражении огромного хрустального зеркала молодого сильного Дракона…

«Дракон  убил ещё одного храбреца, жаль…» - говорили люди, отвозя к замку непомерную дань».

   Дракон погибает, но он вечен, ибо на его место приходит другой – это система. Находится в ней и бороться за справедливость невозможно. Такая система власти сделает из любого нового  реформатора Дракона. Потому, что право на власть, данное в этой системе, ещё не говорит о том, что эта система может давать такое право.

   Если рассуждать об эффективности и разумности различных форм правления, то хотелось бы отметить, что и в монархии есть своя мудрость – к власти приходит человек, у которого изначально есть все…Но, приверженцем монархии не являюсь, ибо строй этот может быть хорош, когда уже есть монарх, какой либо там по счёту.  А создание нового монарха сопряжено с социальными потрясениями,  ничем не отличающимися от революций, переворотов и гражданских войн. Да и по какому принципу его избрать? И кто может это сделать? Кто угодно, только не люди…

   Любой монарх стремиться стать диктатором, как и любой диктатор норовит стать монархом. Если рассматривать возможную эволюцию форм власти, то лично я прихожу к тому, что она будет превращаться в нечто безликое и всеобъемлющее, подобное финансовой системе будущего, в которой все наличные деньги будут превращены в абстрактные электронные символы. В истории США часто фигурирует понятие  - отцы основатели. В данном случае имеются вполне конкретные личности: Джродж Вашингтон, Томас Джефферсон, Джон Адамс, Джон Джей и Джеймс Мэдисон, а так же Бенджамин Франклин и Александр Гамильтон.  Я более чем уверен, что множество отцов основателей по определённым причинам осталось в тени, дабы не будоражить наши с вами устоявшиеся представления о государственности и власти как таковой вообще. Я более чем уверен, что и сейчас «отцы» не дремлют, создавая наиболее оптимальную и незаметную для ума бездумных народных масс шахматную многоходовку, в результате которой президенты-марионетки всего мира буду заменены на нечто глобальное, всеобъемлющее и неуловимое. У братьев Стругатских есть повесть «Обитаемый остров», написанная ещё в 1969. Думаю, что это произведение могло кануть в прошлое, вместе со всеми библиотеками мира, в обществе, где людей отучили читать,  но его экранизировали. Так вот, главный герой повести попадает на планету, одним из государств которой управляют некие «неизвестные отцы». Фантасты всегда предсказывали будущее, при чём весьма подробно. Не думаю, что Стругатские исключение. Очень удобная форма правления, для тех, кто правит. Анонимно, безгранично, безнаказанно, даже выбирать никого не надо. Думаю, что к подобной, фантастической форме власти и будет вести нас демонократия. Хотя, отчасти, мы уже к этому пришли. Мы уже не знаем, кто чем управляет в современном мире и так же наивно, как в повести Стругатских, многие из нас наивно полагают, что они мудры и справедливы.

   Как это ни странно, но вывести человечество из тупика сможет только глобальная катастрофа, что  уже неоднократно происходило на земле. Или, что надёжнее – явление Архангела с огненным мечом, который расскажет всем, кто есть кто, и чем  нам всем нужно здесь заниматься и передавать это занятие по роду.  А ещё пригрозит вернуться и проверить так ли всё будет, как он сказал. Так как основная масса людей уважает лишь тех, кого боится. И внешне добропорядочные люди зачастую не нарушают закон не из-за внутренних убеждений, а из-за страха быть наказанными и обвинёнными в глазах других людей, перед которыми всю жизнь старательно носят маску порядочности. А потому не стоит удивляться, что в экстремальных условиях, в условиях бесконтрольности и вседозволенности внешне порядочные люди превращаются в стадо животных. Потому что законопослушные и порядочные  люди – это люди разные. У одних закон в уме, у других в Душе. Кто из-за страха, а кто по совести. Совесть и является одним из  факторов, определяющих степень нашей свободы – если закон справедливости в Душе, то справедливый закон общества  не ограничивает такого человека, так как этот человек не имеет нужды убивать, красть и обманывать…

Что ещё сказать о праве на власть, кроме того, что это право, так же как и любое другое накладывает обязанности. А кроме обязанностей и необходимость соответствия этому праву.

В своём труде «Государство» Платон пишет: «Если не будут править государствами философы, или правители государств не будут ревностно заниматься философией, если власть и философия не соединятся в одних руках, то нет конца страданиям для государств и для человечества».

Вернуться в начало главы  Додекаєдр

Вернуться к заглавию  Додекаєдр

Следующая глава "ГосударственностьДодекаєдр