«Правители смертны - государство вечно».

                                                         Публий Корнелий Тацит

   Как и большинство рассматриваемых в этой книге понятий, противоречивы в своих определениях. Не исключение и понятие государства.

   «Государство - особая организация общества, объединённого общими социальными, культурными интересами, занимающая определённую территорию, имеющая собственную систему управления, систему безопасности и обладающая внутренним и внешним суверенитетом.» (Материал свободной энциклопедии «Википедия»).

   С точки зрения теории классовой борьбы, определение государства может звучать следующим образом: «Государство – это есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» (В.И. Ленин, полное собрание сочинений 39, 75).

   С точки зрения крайнего эгоизма, одержимого властью, определение власти звучит ещё более чётко и лаконично:  «Государство – это я …» (выражение приписывается Людовику XIV, но я думаю что не один монарх или власть имущий говорил это, а если и не говорил, то точно думал). Но, всегда стоит помнить, что не зависимо от формы правления государства, последнее определение весьма точно отображает помыслы людей, обличённых властью – от великого монарха, до никчемного чиновника. Такова суть людей. Люди стремятся управлять миром, не понимая того, что не всегда могут управлять даже собой. 

  Над человечеством неустанно делаются эксперименты по моделированию различных вариантов социального устройства, наиболее подходящего для тех кланово-финансовых структур, которые стремятся к господству. На их вооружение берутся идеи философов и гуманистов, и, зачастую, в извращённом виде претворяются в жизнь, делая их «счастливым достоянием» миллионов людей.

  Обратимся к истории. Из чего состоит государство? Платон выделял три основных сословия, оставляющих основу государственности:

Высшее сословие: только мудрые могут нести заботу о правильном образе жизни всех граждан. По Платону во главе государства должны стоять философы (сословие воспитателей).

Сословие стражей: на этом сословии лежит забота о внутренней и внешней безопасности государства (сословие воинов).

Сословие прочих граждан (ремесленники, дельцы, крестьяне): их задача обеспечить снабжение государства необходимым (сословие кормильцев).

  (Материал свободной энциклопедии «Википедия»). Подобное деление по сословиям сходно с делениями в  кастовых системах ведущих человеческих культур (Индия, Япония, древний Египет, Китай, древняя Русь, ацтеки, майя и т.д.).

  Из той истории, которая официально доступна узкому кругу интересующихся людей, государственность как таковая в Европе установилась в Крито–Микенский период во II-ом тысячелетии до нашей эры, путём слияния городов-государств, которые и подарили миру демократию, или, что наиболее вероятно, взяли эту идею у более древних народов. Так, например, существуют исторические документы, согласно которым шумеры выбирали царя голосованием. Этот царь, которого называли лугаль, избирался лишь в период войн. А в мирное время управление государством было возложено на совет старейшин. Позднее, лугалей выбирали в период новогодних празднеств, а ещё позднее, из них были сформировались правящие династии, представители которых стали править постоянно. То ли потому, что войны не прекращались, то ли потому, что царям  так захотелось. А может и то и другое – им хотелось власти, а желание власти редко не заканчивается войной. Так была уничтожена древняя шумерская избирательная и система, переродившаяся в монархию. 

   А европейская монархия выродилась в  европейскую демократию. А демократия, в свою очередь, извратилась  в олигархию, (которую так опасался Аристотель), основанную на торговле и ростовщичестве, (что так презирал Платон). Наверное, стоило начать с того, что оба философа ненавидели демократию. Но, основа идеальной государственности Платона в виде кастовой системы, к сожалению, утрачена безвозвратно. А открытая форма рабовладельческого строя Аристотеля, к счастью, превратилась в систему скрытого рабства, но, к сожалению, осталась в современном обществе вместе с олигархией, слабо прикрытой выхолощенной демократией. А олигархия в условиях глобализации несёт опасность не только отдельным государствам, а всему человечеству и понятию государственности, как таковой. Годовой доход ряда транснациональных корпораций превышает ВВП некоторых стран. Границы современных государств уже отчасти носят формальный характер, так как не могут преградить путь деструктивным экономическим и социальным мировым процессам.

   Зачем человеку государство? Ели даже отрицать необходимость государственности, то надо понимать, что в любом случае люди будут объединяться в некие общественные формации, так как человек существо социальное. Вопрос в том, на основе чего будет проходить это объединение. На заре доступной для нас истории человечества основа государственности имела национальный или племенной характер с кастовой структурой. Многонациональные государства были основаны в результате завоеваний новых территорий, но ассимиляция в таких странах практически не происходила, а потому национальный вопрос был одним из катализаторов развала империй в период их упадка. Таким образом, покорённые империями народы  выжидали ослабления имперской власти и снова приобретали независимость на тот или иной срок.

   Только в современной истории появились примеры создания государств, населяемых представителями различных рас и национальностей – США и СССР. Но и эти империи не прошли проверку на прочность по многим вопросам. 

   Возможно, этот факт  стал одной из причин, которые привели Оскара Уайльда к следующему утверждению: «Америка - единственная страна, которая от варварства перешла прямо к упадку, минуя стадию цивилизации».

   Российская империя являлась классической империей,  которая, не смотря на свою многонациональность, имела так называемую титульную нацию. «Титульная нация — часть населения государства или субъекта федерации, национальность которой определяет официальное наименование данного государства». (Информация свободной энциклопедии «Википедия»). Процесс создания империи так же не обошёлся без захвата территорий и геноцида против местного населения, в ходе которого, например, некоторые народности Зауралья потеряли до 80% населения. Остальные были вынуждены платить дань пушниной, в обмен за неприкосновенность. Тотального уничтожения населения завоёванных стран не происходило лишь по причине того, что титульная нация - русские, будучи в меньшинстве в своей же империи, просто численно были не способны заселять новые территории. Сохранять равновесие в многонациональной империи помогали украинцы и белорусы, которые, будучи родственными по языковому и культурному признакам, так же являлись титульной нацией и населяли значительные территории. Великороссия (Московия) изначально содержала мало этнических русичей. Её население формировали десятки коренных племён  - карелы, вотяки, ижорцы, вепсы, лапы, зоряне, пермяки, остяки, вогулы, самоеды и т.д.. Таким образом, титульная нация была в меньшинстве и присоединение Белоруссии и Украины было задачей  не только политической, но и демографической. 

   Особенность Российской империи заключается в том, что как таковая она вышла из Киевского царства. Московия стала Московским царством в конце XV—XVII ст. Её предшественниками были Великое княжество Московское и Золотая Орда. Ещё ранее Москва  была основана киевским князем Юрием Долгоруким в своём уделе – Суздальском Залесье. После распада Киевской Руси на отдельные княжества в XII веке, Московия получила ярлык Золотой Орды, позволявший её собирать дань для хана. 

   Московия была провозглашена Российской империей только в XVIII ст.  при Петре I-ом. В этот период и появилось понятие Малороссии и Великороссии. Уникальность Российской империи состоит в том, что в отличии от иных империй она присвоила себе не только чужие территории, но и чужую древнюю историю. Москва и поныне присваивает  себе историю Киевской Руси, по сути Русью, в этническом отношении, являясь весьма приблизительно. Исторически понятие Русь принадлежит территориям современной Украины и Белоруссии. Понятие Россия  это древне славянское – рассея, от слова рассеяться,  расселяться. Таким образом, Московия присвоила себе древнее название Русь, и назвала историческую территорию Киевской Руси  Малороссией. С точки зрения исторических фактов и логики называть современную Украину Малороссией на столько же разумно, на сколько разумно называть Великобританию Малоамерикой. Вышеприведённые исторические факты дали основание Карлу Марксу сделать следующее утверждение: "Колыбелью Московии было кровавое болото монгольского рабства, а не суровая слава эпохи норманнов. А современная Россия есть не что иное, как преображенная Московия". (Карл Маркс, «Разоблачения дипломатической истории XVIII века» 4я. глава).

   СССР стал приемником царской России только территориально. Он взял её территорию за основу создания государства с новой идеологией иллюзорного равенства, свободы и угрожающего обещания мировой революции,  как единственной возможности поделиться своими социалистическим идеями с другими народами мира.  Как писал Александр Солженицин: «Советский Союз соотносится с исторической Россией, как убийца с убитым!». Многонациональность государства является бомбой замедленного действия, готовой взорваться в любую минуту в руках сил, которые ищут путей к власти или уничтожению государства. Особенно, если это государство тоталитарно и несправедливо. Массовое переселение народов при Сталине было одним из инструментов смешения народов, для создания одного, на подобие того, что происходило в  истории США. Но, если в США процессы слияния многих народов в одну нацию проходили естественным историческим путём, то в СССР их пытались форсировать для создания gomo soveticus (советского человека), для скорой реализации экономических и военных задач. В период застоя так же происходило смешение народов СССР за счёт естественной внутренней миграции. Люди переезжали в другие республики для, учёбы, создания семьи или на работу. Тем не менее, семидесяти лет было недостаточно. Развал СССР прошёл по национальным границам республик. Они сохранили свой язык и национальные традиции.

   Говоря о США и России, не могу не упомянуть  свою Родину – Украину, хотя она никогда не была империей.  Украинский историк, Председатель Верховной Рады Украины Михаил Грушевский писал в начале XX в.: «Беда Украины в том, что ей управляют те, кому она не нужна». Прошло уже сто лет, но ничего не изменилось.

   Логично, что в ходе эволюции человечества более прогрессивной формой основы государственного объединения являются общие цели, достижение которых будет нести благо исключительно всем народам и нациям, каждому человеку. Но, таких целей ещё нет, хотя политики много говорят о них, скрывая за ними интересы государственные, личные или корпоративные. Да и само по себе человечество ещё не вышло за рамки первобытно общинного общества, о чём ярко свидетельствует современная политика и её шаткий фундамент – демонократия.  А потому национальная основа государства и поныне остаётся самой надёжной, о чём будет ещё сказано в главе «Нации». 

   Вопрос о государстве подводит нас к  наиважнейшему вопросу – цели существования человечества, как цивилизации. И пока таких целей не будет, национальный вопрос, подобно индикатору и предохранителю социальных процессов, будет препятствовать политической и территориальной глобализации. И если будет на Земле эпоха, когда всё человечество объединится в единое государство, то основой его будут общие глобальные цели, несущие благо всем народам и всем людям. 

   И Платон, и Аристотель считали, что возможность достижения блага в сообществе людей является причиной возникновения государства. Очень точные, на мой взгляд, признаки государства, выделенны К.Э. Циолковским:

–  обеспечивает расширение материальной базы общества, направляет человеческие силы на освоение новых энергетических ресурсов, площадей;

– проводит демографическую политику, способствующую расширенному воспроизводству населения;

–  обеспечивает условия для развития науки, техники, внедрения нового в обучение, образование, производство;

–  обеспечивает информационную базу общества;

–  обеспечивает высокую вертикальную и горизонтальную социальную мобильность, оптимальную динамику функционирования общества.

   Благо индивидуальное, не препятствующее благу общему – основа государства, а условия для эволюционного развития граждан – залог его стабильности.

  Определений государств много. Но, в данный момент, когда основой политической системы является извращенная форма демократии, хочу сказать людям: Государство – это мы! И нам не следует об этом забывать, ибо без народа нет государства, не зависимо от того кто или что им правит. Так же народу не стоит забывать, что стремление к благу без саморазвития это тупиковый путь, в котором интересы эгоистов становятся выше интересов государства, обрекая его на уничтожение. Нельзя жить лучше, не став лучше. Счастье одного человека – это искорка во Вселенской тьме. Счастье человечества – это Звезда. Люди станут счастливыми тогда, когда у каждого из них будет хоть одна цель, достигнуть которую на протяжении одной жизни невозможно…

Вернуться в начало главы  Додекаєдр

Вернуться к заглавию  Додекаєдр

Следующая глава "Мужчина и женщинаДодекаєдр