"Всякий, изучающий историю народных бедствий,

может убедиться, что большую часть несчастий

на земле приносит невежество".   

Клод Адриан Гельвеций

                                     

   НевежествоЛюбое государство должно определиться, какими оно хочет видеть своих граждан.  Всесторонне развитыми и образованными, или инертной бескультурной массой, не отягощённой гуманитарным образованием. Одна из основных педагогических и психологических проблем образования заключается в обесценивании статуса грамотного человека. В школе и в обществе в целом типично показное невежество. Ученики не ценят грамотность. Особенности мышления разных групп людей отражены в их лексиконе. Например, существует сленговое слово «ботаник» - это грамотный ученик (студент) у которого есть способности к обучению, и он уделяет учёбе значительную часть своего времени. Возникновение данного образа так же говорит о серьёзном морально-этическом перекосе общества, в котором люди невежественные, даже не скрывая своего невежества, бравируют им, как неким достоинством. Более того, невежи создают ярлыки для не таких как они - для людей умных и грамотных. Более того, создают эти ярлыки так же безграмотно, как и делают всё остальное. Почему «ботаник»?  А если умный человек не ботаник, а физик или математик? И почему они решили, что именно слово «ботаник» (специалист по ботанике), должно звучать наиболее обидно? Наверное, потому, что они плохо учили ботанику, как, впрочем, и всё остальное. Что тут можно сказать, кроме того, что для таких особей есть точное определение – идиоты. «Идиоты» - это не сленг, и не оскорбление, а довольно распространенный и точный медицинский диагноз, зачастую соответствующий поведению невеж, а также литературное слово. В среде, где идиоты смеют вешать ярлыки на грамотных людей, трудно ожидать какого-либо социального прогресса.

    Статистика подтверждает, что, так называемы троечники, лучше устраиваются в жизни. Особенно их много среди руководителей, где зачастую нужны не знания, а амбиции. Если говорить о классификации троечников и отличников, то она может весьма разносторонней. Среди тех и других достаточно невротиков и закомплексованных людей. Главные их отличия заключаются в таких качествах, как грамотность, дисциплинированность и послушание. Этих качеств, как правило, больше у отличников. «Троечники» более склонны к бунтарству и антисоциальному поведению. Им проще устроиться в условиях, где ценности, культивируемые образованием, идут в разрез с реалиями жизни. Не для кого не секрет, что люди ушлые, изворотливые, хитрые, не отягощённые морально этическим принципами, более успешны (в традиционном для сегодняшнего общества понятии). Они могут сделать так, что на них работают умные люди и поддерживать иллюзию того, что они «знают, чего хотят». На самом деле ничего они не знают, у них просто хватает безумной наглости пробовать сделать все, не задумываясь о возможных последствиях.  Они очень снисходительно относятся к своим ошибкам, множество которых можно избежать, при наличии определённых знаний, или умения прислушиваться к грамотным людям. Там, где умный человек трижды подумает, глупый трижды попробует и пойдёт дальше, независимо от результата. «Где отсутствует точное знание, там действуют догадки, а из десяти догадок девять — ошибки» (М. Горький).

   «Троечников» много в любых структурах управления, и мы ощущаем на себе многие последствия их ошибок. Самый большой их недостаток, по моему мнению, заключается в том, что они плохо учили историю, а потому не видят и не понимают того, что идут по ошибочному пути, неоднократно проторенному предыдущими поколениями невеж.  Такие люди ведут человечество не по спирали истории, а по замкнутому кругу. Конфуций писал: «Ученье без размышления бесполезно, но и размышление без ученья опасно».

   Хватает невеж и политике, так как политика - это власть и деньги, что для невеж является главной целью. Зачастую они весьма успешны на этом поприще, так как в большей мере не отягощены морально-этическими принципами. Конечно, и человек образованный может быть последним подлецом, но, согласитесь, мораль более тяготеет к образованности, чем к невежеству. Я бы сказал, что в условиях современной демократии из невеж получаются самые успешные политики. Как выразился О. Н. Бетлингк: «Неучи подобны бубнам: они производят большой шум благодаря своей пустоте».

   Невежество – это социально опасное массовое явление, имеющее психологические психические основы. Это синдром Даннинга-Крюгера, о котором я упоминал в главе «Право на власть». Невежи воспринимают крайне упрощённую картину мира и зачастую амбициозны. Всё это даёт им субъективно завышенную оценку собственных способностей, которые они стремятся применить во властных структурах. Здесь хочу привести монолог профессора Преображенского в беседе с Шариковым из бессмертной повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»: «Вы стоите на самой низшей ступени развития, вы ещё только формирующееся, слабое в умственном отношении существо, все ваши поступки чисто звериные, и вы в присутствии двух людей с университетским образованием позволяете себе с развязностью совершенно невыносимой подавать какие-то советы космического масштаба и космической же глупости…».

   Невежество не всегда является следствием плохого образования в сочетании с низкими умственными способностями. Сейчас мы можем наблюдать невеж относительно образованных, но воспитанных в концепции изначально ограничивающей кругозор, нивелирующей моральные и социальные ценности. Это политическая псевдо элита, которую штампуют международные политические и финансовые структуры для создания так называемого «нового мирового порядка». Но, им до сих пор не ясно, что это будет «новый мировой беспорядок». Так же невдомёк этой молодой элите, что она выступает всего лишь в роли послушного примитивного инструмента для разрушения социальных и экономических основ общества. Главные направления их работы – уничтожение государственности, семейных ценностей и популяризация нетрадиционной половой ориентации. В странах третьего мира эти «биозомби» воспитываются в системе многочисленных грантовых организаций и, в целом, выглядят успешными молодыми людьми. Их выдаёт чрезмерное лицемерие, амбициозность, отсутствие истинного патриотизма в сочетании с напускным космополитизмом и удивительной глупостью в ряде простых вопросов. В целом, это «грнатовое детище» является чем-то средним между манкуртами, сайентологами и иезуитами. 

   Не стоит думать, что с ходом научно-технического прогресса количество невежества снижается. Да, в целом среднестатистический человек стал более образованным, и кругозор его шире. Но невежество, будучи основанным, в том числе, на недостатке морально-этического развития, так же массово и сильно. В общем, высокоразвитые приматы получили в распоряжение совершенные и опасные технологии. Опасные для них самих, для человечества и для нашей планеты. Опасность эта многократно усиливается странной, неразумной игрой под названием финансовая система, в которой любой невежа, обладающий достаточным количеством денег, может использовать для достижения своих сомнительных целей новейшие технологии. И никто в обществе не задаст вопрос о интеллектуальном, моральном уровне таких невеж и о качестве их образования, а также о состоянии психического здоровья. 

     К сожалению, невежи востребованы в современном обществе. Невежество в политике гарантировано невежеством избирателей. 

   Человечество уже накопило достаточный объём доступного исторического опыта для того, чтобы общество не оставалось таким наивным. Но, к сожалению, до сих пор не научилось его использовать. Интересуйтесь историей, читайте мемуары интересных людей, и вы поймёте, что жизненные проблемы и способы их решения не изменились, так как не изменился и сам человек. В завершении приведу мысль французского писателя и публициста Эмиля Золя: «Никакое счастье в невежестве невозможно».

Сергей Крижановский ©

Вернуться в начало главы  Додекаєдр

Вернуться к заглавию  Додекаєдр

Следующая глава "Революция"  Додекаєдр