Задача человека заключается

   в доставлении наивозможно

      большей пользы окружающим.

В.И. Вернадский

  С добрым утром! Вы не спали? Если глаза ваши открыты, то это не значит, что Вы не спите. Бодрствуя, вращаясь в повседневной суете, Вы можете не заметить, что Разум ваш спит. Вы можете возразить, что со спящим разумом жить нельзя.  Вы правы – жить нельзя, но можно существовать, что и делает подавляющее большинство людей, не зависимо от национальности, уровня благосостояния, политических и философских воззрений. Для повседневного существования нужен лишь обычный «бытовой ум», работающий по многочисленным программам бытовых, уличных, социально-национальных шаблонов, которые, в общем, и составляют ментальность любого народа.

   Но чтобы жить, чувствовать себя человеком, осознавать себя разумной частицей живой Вселенной, имеющей в ней своё вечное продолжение, нужен бодрствующий разум – то, от чего люди отказываются в процессе становления деталями и топливом бездушной машины под названием современная цивилизация …

   С ходом истории значение личности сводится на нет. Системе, в которой мы живём, человек интересен лишь как элемент какой-либо структуры – производственной или обслуживающей, составляющей безликой и легко заменимой другой, аналогичной. В меру универсальной, дабы у неё не возникало мыслей о своей индивидуальности и неповторимости (как запчасти автомобиля). Индивидуальность и неповторимость  - это степень независимости личности, а значит – путь к свободе. Но системе, в которой мы живём, наша свобода не нужна. Кому нужны думающие, развивающиеся  «запчасти»?  Это крайне неудобно. Думающие люди критичны и непредсказуемы, а значит - трудно управляемы. Свободная мысль – вот главный враг системы, вот то, чего нас пытаются лишить на протяжении  всей истории человечества, превращая его в бездумное стадо, которое не понимает, когда его «стригут» и не чувствует, когда ведут на убой.

   Из поколения в поколение люди существуют, не задумываясь о важнейших аспектах бытия, о его смысле. Нельзя сказать, что подобные мысли не посещают человека на протяжении  жизни – истина всегда стремится пробиться к сознанию человека через дебри житейского хлама, который и является нашим повседневным жизненным укладом. Через восходы и закаты, блеск луны и сияние звёзд настоящий мир говорит нам, погрязшим в самоубийственной иллюзии технократии, что человек – это разумная частица Вселенной, играющая свою роль в её эволюции. Подсознательно все люди чувствуют это, за исключением особо «твердолобых» представителей человеческой популяции, независимо от их интеллектуальных способностей, если они лишены духовного восприятия мира. Такие мысли подобны кратковременному пробуждению от тяжёлого, болезненного сна. Человеку слабому легче забыть про эти минуты прозрения, потому, что мысли, приходящие в эти моменты, показывают нелепость жизненных идеалов общества или просто ставят их под сомнение. Этим может быть обусловлен психологический кризис мужчин сорокалетнего возраста («седина в бороду – бес в ребро»). Настаёт момент задуматься о результатах своей жизнедеятельности и,  с прискорбием отметить, что в погоне за иллюзорными ценностями системы, в погоне, которая не оставляет человеку времени,  ни на себя, ни на своих близких, утрачено самое важное, упущено то, что уже никогда не вернётся. Нелады с женой – потому, что за всю жизнь у них не было никаких общих значимых целей кроме бытоВых накопительно-потребительских тенденций, а значит не осталось ничего общего. Взаимонепонимание с детьми, так как на них не было времени, которое ушло на обеспечение их (детей) будущего, ушло безвозвратно и не было в нём мгновения помыслить о их реальном будущем, спросить: «А какое будущее хотят сами дети»? Этот тяжёлый миг запоздалого озарения переносится тяжело, мало кто может извлечь из него пользу и исправить то, что ещё можно исправить. Проще забыть этот миг, уйти в пьянство и разврат, продолжая разрушать свой маленький мир, ибо для осмысления истины нужно мужество.

Не проторен, как дорога,

и дремучий, словно лес,

он не умирал, пока что,

но сегодня, вдруг воскрес.

Этот сон, какой-то странный,

он понять его не мог:

в эту ночь ему приснилось,

что всем миром правит Бог.

В его разум поселилось

ко грехам своим презрение,

а в душе больной родилась

благодарность за прозрение.

И безумное волнение

овладело его телом:

он всю жизнь свою потратил

на занятье не тем делом.

Не совершены поступки

и не сказаны слова,

уже долго дремлет совесть.

Чем забита голова?

Глаза смотрят по-иному

на волнения людей,

видят низменность желаний

и бессмысленность идей.

В этой жалкой суете

позабыта красота

и помочь не может людям

их бездарная мечта…

А потом, воскресным утром,

дождик шёл с серых небес,

он проснулся и не помнил,

что недавно он воскрес …

   Автор

    Человека использовали всю жизнь, и выбросят, когда он перестанет справляться  со своей функцией, назначенной ему в огромном производственно-потребительском механизме, стирающем личности и уничтожающем наш мир. Какой выход? Научиться самостоятельно мыслить.

    Я не буду заявлять, что мой образ мышления абсолютно верен, но он существует. Многие из современных наук (а именно экономических) не только не просветляют разум человека, а напротив – вводят его в заблуждение, заставляя блуждать в иллюзорных лабиринтах современного мира экономики. Чего стоит хотя бы теория свободного рынка,  согласно которой рынок, якобы, развивается автономно под влиянием соотношения спроса и предложения в условиях здоровой конкуренции, при чём саморегулируется и не требует вмешательства. Очень удобная теория – пусть люди считают, что это так, и никто из них даже не задумается над тем, какие силы на самом деле управляют этой самой рыночной экономикой? Никто из западных экономистов, навязывающих странам постсоветского пространства теорию свободного рынка, не упоминает о том, что применение именно этой теории стало причиной страшного экономического кризиса в США  в 30-х годах прошлого века. И только использование планового регулирования экономики (от которого мы сей час отказались) позволило президенту Франклину Рузвельту спасти страну от неминуемой катастрофы.  

   Сознание человека кибернетично – оно носит программы, его можно программировать.  Если будут поспорят три человека, то минимум двое из них будут отстаивать чьи-то чужие взгляды и идеи. Люди, как правило, потребляют их в готовом виде, словно приготовленную кем-то пищу. Идеи и мнения составляют взгляд человека на жизнь, а значит, определяют её. И мало кто задумывается о чём-то самостоятельно. Иммануил Кант ввёл понятие  мировоззрение. «Мировоззре́ние — система взглядов, оценок образных представлений о мире и месте в нём человека, общее отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации» (Материал свободной энциклопедии «Википедия»). На мой взгляд, мировоззрение – это в первую очередь комплексное, разностороннее восприятие мира. У человека, зацикленного на информации сугубо бытового или узкопрофессионального характера, мировоззрения нет. Оно является продуктом осмысления разносторонних знаний, носителем которых является сам человек. Чем шире спектр знаний, тем фундаментальнее мировоззрение. По всем основным  вопросам социума, экономики, истории и т.п. человек должен иметь своё мнение. Если даже это мнение не его собственное, но продуманное и принятое им как верное. Ключевое слово – продуманное, а не принятое на веру. Иначе и мировоззрение и вера будут постоянно меняться в угоду кому-то и незаметно для самого человека.  Но, человек думающий, всегда почувствует ложь суррогатного мира, в котором нас вынуждает жить бесчеловечная  потребительская система. В этой книге я поставил перед собой задачу разностороннего осмысления процессов и явлений, которые не могут не касаться каждого из нас. Что-то в ней, возможно ново, а что-то старо как мир. Я всегда вспоминаю слова Авраама Линкольна: «Книги нужны, чтобы напомнить человеку, что его оригинальные мысли не так уж новы». Поэтому читайте как можно больше, а если этого мало – пишите сами.

   Однажды, мне пришёл вопрос, который стал своеобразным тестом на мышление. Вот этот вопрос: «Как вращается Земля вокруг Солнца – по часовой стрелке или против?» Эта, казалось бы, несложная задача приводила людей в недоумение. Они задумывались, на их лицах проявлялись черты озабоченности и титанической работы  мысли. Ответьте и вы на этот вопрос, сами для себя, не забегая на несколько строчек вперёд. Результаты опроса были следующие - мнения разделились на четыре точки зрения. Одни ответили: «Не знаю», ссылаясь на то, что не обладают достаточными знаниями в области астрономии, чтобы судить о таких глобальных вещах. Вторые, не желая оставлять вопрос без ответа, отвечали, что по часовой стрелке, подсознательно ассоциируя процессы планетарного движения с земными особенностями времяизмерительных приборов, в которых и вращаются те самые стрелки. Третьи, «будучи не лыком шиты», почувствовали подвох в нехитром вопросе и дали ответ прямо противоположный тому, который навязывали им земные «стрелочные» ассоциации: «Против!», так и не допустив существования третьего варианта ответа. И только единицы ответили: «Всё зависит от того, с какой стороны смотреть на планетарную систему:  с одной стороны - по часовой, с другой – против, а с боку – Земля движется влево - вправо (или вверх - вниз, если расположить систему вертикально)!» Но, самая показательная часть аудитории в тщетных поисках ответа на этот, казалось бы, простой вопрос, ниспровергая в своём сознании все астрономические познания человечества, вместе со своим  скромным багажом школьных познаний по природоведению и астрономии, победоносно, и не без признаков восторженности от своего вывода, заявляла о том, что это Солнце вращается вокруг Земли. Прямо как в средневековье. Но, удивляться не приходится. Если верить ряду журналистских опросов, то можно прийти к выводу, что 30% людей до их пор думают, что Земля плоская.

   Должен сказать, что вопрос был задан людям отнюдь не глупым, и если вы ответили на него не верно, то это не свидетельствует о низком уровне интеллекта. Есть у вас ум, но мы, существуя в многомерном пространстве, умудрились заключить свой разум в двухмерной плоскости, где для мировосприятия нам достаточно лишь две оси сетки координат X, Y. Ось Z почему-то, выходит за рамки обыденности нашего восприятия, не говоря уже про оси времени и прочие пространственно-временные метрики Вселенной. Любое семечко, найденное нами в яблоке, является потенциальной яблоней, но это ещё не значит, что оно обязательно станет деревом. Так же как и наличие у человека социально-бытового мышления ещё не свидетельствует о том, что это существо действительно Разумно. Сущность, живущая в обществе, которое само себя уничтожает, и при этом не осознаёт глобальные процессы самоубийства цивилизации, не может восприниматься как существо разумное. Мы разучились смотреть на мир со стороны, задавать вопросы, пропускать явления и факты через призму элементарной логики, подвергать сомнению устоявшиеся постулаты. Для того чтобы разобраться в этой лживой иллюзии достаточно следовать словам Конфуция: «Очень важно называть вещи своими именами».

   Всегда интересно  посмотреть на жизнь современного человека, но не с точки зрения бездумного созерцателя мнимой реальности, которым и является рядовой обыватель, а с точки зрения человека разумного, человека мыслящего, который не разучился задавать вопросы и имеет своё мнение относительно событий происходящих в мире, в котором он живёт. Меньше всего мне хотелось, чтобы читатель думал, что всё так плохо. Если об этом кто-то пишет, и кто-то это читает, значит не всё так плохо. Я оптимист, я поднимаю в этой книге серьёзные вопросы, о которых не следует читать с серьёзным лицом. Ибо, если верить барону Мюнхгаузену, именно с таким выражением лица делаются самые великие глупости в мире, о которых я и пишу в этой книге.

 

Вернуться в начало главы  Додекаєдр

Вернуться к заглавию  Додекаєдр

Следующая глава "Экономика и хремастика" Додекаєдр