Деньги, которыми обладаешь, - орудие свободы, те, за которыми гонишься, - орудие рабства
Жан-Жак Руссо
А ведь людям делить нечего. Земли хватает на всех и всегда хватало. Солнца и воздуха тоже. И тогда были придуманы деньги - средство для создания бессмысленных целей, и цель для безумных накоплений. А духовно неполноценные люди с манией величия и жаждой власти стали орудием этого средства порабощения.
Деньги уже давно перестали быть просто эквивалентом ценности товаров или труда человека – они сами стали товаром и самоцелью для миллиардов людей. Основная масса человечества подсознательно работает не для того, чтобы произвести что-то, что-то создать, а чтобы получить за свою деятельность деньги. И не важно, что нужно делать, чтобы их получить, главное – получить больше! Бессмысленное накопление денег стало основной программой в сознании современного человека, укрепив иллюзию о их ценности. Но деньги не могут быть ценностью для формирования целей, так как они, по сути, бесконтрольно и бессистемно производятся людьми. А ценности вечны. Первоначально денежные потоки сопровождали деятельность человека, сейчас деятельность человека формируется вокруг денежных потоков. Деньги, подобно болезнетворному вирусу, вторглись во все сферы человеческого бытия, превратившись из средства обмена в «мерило всего», установив цены на жизнь человека, его здоровье, творчество и свободу.
Меня всегда интересовал вопрос - как можно продавать и покупать культурные ценности цивилизации. Кто определяет цену произведений искусства, если они бесценны? Не парадоксально ли звучит выраженное о том, что эта картина бесценна, поэтому стоит миллионы долларов? Большинства создателей культурного достояния человечества уже нет в этом мире. Многие из них умерли в нищете и безызвестности, как, например, Ван Гог. А его картина «Подсолнухи» позднее была продана за десять миллионов долларов (за пачки зелёной бумаги, которые можно уместить в пару чемоданов, не представляющие собой никакой художественной ценности). Кто продаёт, и кто покупает произведения искусства, и по какому праву они делают это? Культурное достояние человечества создаётся единицами творческих личностей для души и разума бесчисленного количества современников и потомков. Составляющие его ценности могут принадлежать семье их создателя, и быть доступны всем желающим. Но никто не может эти достояния купить, потому, что никто не имеет права оценить их стоимость. Деньги – это просто условная единица, а культурные ценности – это душа человечества! Более того, деньги извращают искусство. Когда речь идёт о популярности современного художника, чьи картины продаются по баснословным ценам, стоит задуматься, являются они культурным достоянием или бизнесом в искусстве, основанном на формировании общественного мнения о своём творчестве как о чём-то неординарном. Это своеобразная мода на предметы культуры. На неё весьма падки люди, которые могут приобщиться к искусству только посредством приобретения предметов искусства и посещения модных тусовок, с целью показать другим, что и они сведущи в вопросах культуры и имеют вкус. Такая публика живёт по принципу, описанному в сказке Г.Х. Андерсена «Голый король». Они видят не то, что есть на самом деле, а то, что нужно увидеть, а потому с благоговением будут созерцать и чёрный квадрат и синий треугольник, выражая своё восхищение автору и, прежде всего, таким же как они. Да, есть искусство, а есть шоу-бизнес, и эти понятия редко совпадают.
Не бывает талантов «густо» -
небо скупо дарует дар.
Кого-то любим за искусство,
кого-то знаем за пиар…
Автор
Возможность купли-продажи произведений искусства несёт себе большую опасность, прежде всего для самих произведений. Сколько творений великих мастеров пострадало в процессе краж и контрабандных перевозок. Те, кто их крал, далеко не всегда могли оценить культурную ценность украденного, а только лишь ценность продажную. У каждого своя цена и свои цены…
Однажды, я задумался над формированием цен на продукты и товары, созданные из биологического сырья – то есть из живой субстанции. Ни для кого не секрет, что мясо убитого, разделанного животного, стоит дороже, чем живой вес. Древесина в виде брусков и досок стоит дороже, чем живое дерево. Если разложить цены этих товаров на составляющие, то вы не увидите среди них стоимости жизни убитого животного (дерева). Оплачен труд тех, кто убил и разделал, обработал, доставил, продал, но, а как же жизнь? С точки зрения разума факт, что мёртвое ценится дороже живого, противоречит Вселенским законам бытия! Если смотреть на это с данной точки зрения, то экономику можно называть неркономикой.
Человек не может своими руками, без использования процессов естественного воспроизводства, создать дерево, животное, птицу, но он может убить, чтобы использовать их плоть для нужд своей жизнедеятельности, даже не задумываясь о ценности жизни. Конечно, в животном мире все убивают кого-то, чтобы жить самим, но ни одно животное не убивает больше, чем ему необходимо, а отходы его жизнедеятельности не уничтожают среду обитания, чего нельзя сказать про человека. Я согласен, что вышеизложенная мысль, в данное время, никак не может быть применена на практике в сфере ценообразования, с математической точки зрения доска действительно стоит дороже живой древесины. Но с точки зрения жизни и разума – живое ценнее мертвечины, ценность жизни нельзя сравнять со стоимостью мёртвого, даже если прибавить к этой стоимости затраты, произведённые человеком в процессе уничтожения жизни.
Подобные мысли, возникающие в непраздных умах людей, отражают краеугольный камень пантеона иллюзорных ценностей, возведенных человечеством за последние тысячелетия. Эта мысль приведена для того, чтобы трезвому, не ленивому разуму человека наглядно представить противоестественность системы ценностей человечества, облачённую в саван денежной системы. Она не универсальна и, распространяясь на сферы, выходящие за рамки примитивного товарообмена, уравнивает духовные, культурные понятия с понятиями материально-посредственными, искажая тем самым мировоззрение человека, заменяя истинные идеалы «золотым тельцом». Созданная в результате этого ложная система ценностей располагает на одной шкале все ценности доступные человеческому пониманию, приводя их к единому эквиваленту – деньгам. В этой системе за деньги вы можете купить коробок спичек или хлеб к обеду; можете купить полотно великого художника; можете купить чьи-то органы или всё тело целиком; можете купить человеческую жизнь у киллера; можете продать за деньги свою душу тёмным сущностям астрального мира, у которых тысячи имён – от дьявола до имён богов.
Если, рассматривая представление человека о солнечной системе, можно прийти к выводу, что оно искажено вследствие того, что мы воспринимаем процессы трёхмерного мира в плоскости. В системе денежной оценки ценностей наблюдается ещё большая степень искажения действительности: многомерные грани человеческого бытия – материальные, морально-этические, духовные приведены к общему знаменателю (денежной единице) и располагаются даже не в двухмерном пространстве плоскости, а по шкале стоимости. Цены у каждого свои, в зависимости от индивидуальной шкалы ценностей. Конечно, многие понимают, что, например, любовь и дружбу нельзя купить за деньги, но это не значит, что, они не продадут их, если жизненные обстоятельства поставят перед выбором: дружба или деньги, любовь или карьера (где карьера = реализация комплексов через удовлетворение амбиций + те же деньги). Цивилизация, в которой подавляющее количество её представителей воспринимает материальные и духовные ценности по одной шкале, приведя их к общему эквиваленту стоимости от нуля до бесконечности цивилизация, сознание которой заключено в плоскости или в одной линии – не имеет будущего!
«Деньги не пахнут» - говорят нам. Отсутствие понимания причинно-следственной связи источника денег и возможных последствий для человека и общества в целом – это большая проблема. В частности, мы понимаем, что деньги добытые незаконным путём – деньги не чистые. Это если говорить о вещах очевидных – денег украденных, полученных о продаже краденых вещей. И то многие не брезгуют и ими. Пойдём дальше, а если вы работаете на человека, который создал свой первоначальный капитал в «лихих 90-х»? На сколько чисты деньги, созданные из преступных «отмытых» денег? Можно ли их «отмыть»? Уверен, что в будущем, психология будет рассматривать и эти, ракурсы социального мировоззрения, формируя новую мораль. Сей час большинство из нас не задумывается над приведённым выше вопросом, большинству всё равно, и оно не думает самостоятельно. Тем более над такими, как им кажется, очевидными вещами. Но, лично для меня очевидно то, что люди тратят свою жизнь для того, чтобы кто-то стал ещё богаче. «Что ты делаешь? Кому ты приносишь пользу? Я начинаю разбираться в этих вопросах и вижу, что благодаря моим трудам сотня французских лавочников-рантье и десяток ловких русских пройдох со временем положат в карман миллионы. А другой цели, другого смысла нет в том труде, на подготовку к которому я убил лучшую половину жизни!..» (А.И Куприн, повесть «Молох»).
Денежная система, как и вирус, сохраняет признаки жизнедеятельности только в среде, условия которой для неё благоприятны. В неблагоприятных условиях вирус засыпает, не проявляя признаков живого существа. Так и деньги. Находясь в городе, с портфелем забитым денежными купюрами, вы можете купить практически всё, что в нём продаётся (от предметов до людей), но, оказавшись в пустыне, и встретив там человека, имеющего полкружки воды, вы не сможете купить драгоценную влагу ни за какие деньги! В таких условиях вода бесценна, но не потому, что становится дороже, вода остаётся водой, а потому, что деньги, попадая в условия не благоприятные для оборота, превращаются в то, что они представляют собой на самом деле – в бумагу. В этой ситуации вода, не изменяя своих свойств, остаётся истинной ценностью, а деньги лишь обменным эквивалентом – суррогатом, тенью ценности. В экономическом понятии деньги – это технологическая среда, необходимая для товарооборота в производственно-потребительской системе, и фактически не представляют никакой ценности в этой системе, если не обеспечены реальным товаром. о же самое можно сказать про иные так называемые материальные ценности. Например, если все алмазы мира разделить между населением земли, то у каждого человека будет полная чашка средних размеров, наполненная этими дорогими кристаллами. В некоторых местах реки Конго (Африканский континент) местные жители добывают в ней столько алмазов, что хранят их в мешках и меняют на продукты так же мешками. Конечно, не по рыночной стоимости, а чуть ли не по курсу – мешок алмазов на мешок риса. «Цивилизованное» общество всегда пользовалось нищетой и безысходностью бедных народов и племён. Более того, сделало всё для того, чтобы эта бедность возникла и стала привычным явлением.
У денег есть ещё одно интересное свойство, о котором необходимо знать – на самом деле деньги не принадлежат нам. Даже не в обобщённом понятии денег как таковом, а в весьма конкретном понятии денег, находящихся именно у вас. По своей сути, деньги – это вексель, эмитент которых (государство, печатающее деньги) должно гарантировать вам их обеспеченность. На самом деле, никто вам ничего не должен. Деньги меняют свою цену независимо от того тратите их, храните. Храните в банке или в матрасе. Если вещи принадлежит вам, то вы отвечаете за их сохранность и количество, так как вы непосредственно располагаете ими. Если у вас есть три яблока, вы можете сами решать, что с ними делать. То ли съесть самому, то ли поделиться с кем-то. Или сохранить до зимы, обеспечив необходимые условия хранения. И независимо от того, что вы сделаете с вашими яблоками, их суть и ценность не поменяется без вашей воли. Потому, что эти яблоки ваши. Что же касается заработанных вами денег, то дело обстоит совершенно иначе, несмотря на то, что деньги, в отличие от яблок, не являются товаром с ограниченным сроком хранения, предоставляя их владельцу одну из важнейших денежных функций – накопление. Но, вдруг, вследствие непонятных вам и туманных причин, курс ваших денег падает. Спекулянты на межбанковских рынках проворачивают очередную операцию, суть которой известна только им, а быть может даже им не известна. А известна только верхушке какой либо транснациональной корпорации. Официально обесценивание ваших денег объясняют некими субъективными экономическими процессами, к которым ни курс валюты, ни конкретно ваши деньги вообще могут не иметь никакого отношения. Но, факт остаётся фактом – ваши деньги обесценились. По количеству – осталось столько же, но по сути – меньше. При чём, вы ничего не потратили, не потеряли, ничего никому не отдали и вообще, никто в мире, кроме вас, даже не знал, где они находятся. Тем не менее, их стало меньше, и без вашего ведома. Значит, вещь, под названием деньги, не принадлежит вам? Так как, принадлежащим вам лично, можете распоряжаться только вы…
Таким образом, можно прийти к выводу, что государство не способно защитить ваши сбережения, хотя, обязано это делать. А потому возникает вопрос, зачем людям такие деньги? Значит, государство обманывает людей, декларируя национальную валюту эквивалентом вашего труда. Так как труд человека дешеветь не может. Конечно, данным утверждением я противоречу понятию рынка труда, но делаю это преднамеренно, чтобы подвести читателя к мысли о том, что если дешевеет труд, значит, «дешевеет» сам человек? Зачем тогда человеку такое государство, которое, эволюционно призвано вырвать человечество из природного механизма звериного естественного отбора? Но, это пока философия, но, не в уничижительном понятии бессмысленной идеи, а в понимании того, что идея эта неизбежно воплотиться в реальность.
Могу предположить, что в будущем, в разумном будущем, может быть введена иная параллельная, компенсационная валюта, не привязанная к межбанковским рынкам, задачей которой будет компенсация сбережений граждан. Эта валюта будет иметь только внутреннее, возможно, региональное хождение. На неё можно будет приобретать товары отечественного производства. Производитель должен иметь возможность обменивать эту компенсационную валюту на основную пол льготному курсу. Или обменять на иностранную валюту, если предприятие нуждается в импорте сырья. Данный экономический проект не только защитит благополучие граждан от мирового биржевого произвола, но и поддержит отечественного производителя, который, в свою очередь, в данных условиях получит дополнительный стимул для налаживания связей с отечественными партнёрами. Только подобными проектами можно защитить экономические интересы людей от того управляемого хаоса, который происходит в так называемой мировой финансовой системе. Ещё раз упомяну, что подобное возможно только в разумном государстве, а не в протекторате транснациональных кампаний, стремящихся сделать из людей рабов.
Непоправимый вред «золотой телец» оказал душе и морали человечества. В погоне за богатством цель является только средством. Это искажает души и умы. Все вы слышали классический вопрос: «Если вы такой умный, то почему не богатый»? Этот, казалось бы простой вопрос, по сути, поле противоречий, отражающих мышление плоского интеллекта. В нём чувствуется явное уважение к уму, наличие которого сопоставляется с главным идолом – богатством. То есть, умный человек, для задающего этот вопрос - для него авторитет. Но он, задающий этот вопрос, решили, что человек умный непременно должен быть богатым. А если умный человек решит, что быть богатым это плохо? Вы будете с ним спорить? И почему вы, задавая такой вопрос, уже определили для себя цель умного человека? Или все, задающие такой вопрос, такие умные? Гениально парировал это заявление Жак Фреско (американский производственный инженер, промышленный дизайнер и футуролог, основатель организации «Проект Венера»): «Самые богатые люди обычно болваны. Один такой как-то спросил меня: «Раз вы такой умный, что же вы не разбогатели». Я ответил: «Раз вы такой богатый, что же вы не поумнели?».
С Жаком Фреско трудно не согласиться, но так же нельзя согласиться, что все богатые люди глупы. Их можно критиковать, можно восхищается. Можно завидовать и критиковать, можно восхищаться и завидовать. Но, редко кто понимает и верит в то, что их можно критиковать, но не завидовать. Всё в этой книге я стараюсь рассматривать всё как социально-эконмические явления. Так называемая финансовая элита – это продукт эволюции общества. Ещё в начале прошлого века богатство было достоянием высшего сословия, которое управляло обществом. Наследование состояния должно было давать представителям высшего класса достаточно свободного времени для получения образования и культурного развития. Но, любая элита со временем деградирует, отчасти из-за этого самого богатства, которое делало её развратной, тупой и ленивой. На смену им приходили так называемые нувориши – разбогатевшие представители низших сословий. Элита презирала нуворишей, а те приобретали титулы и богатели ещё больше. Им порой не хватало образования и воспитания, но они были хорошими дельцами, эффективно использовавшими экономические и социальные изменения в обществе. Как писал Джорд Оруээл в книге «1984», средний класс со временем заменяет высший класс и приносит свою психологию. У наследных дворян и нуворишей разное отношение к деньгам. Для первых – это лишь средство для ведения привычной им жизни. Для вторых – цель жизни, объект зависти и средство стать более значимыми. Человек, испытывавший голод, никогда не забудет это чувство, как и человек, испытывавший нужду, никогда не утолит жажду денег и власти. Сейчас слова меценатство и благотворительность синонимы. Но, если обратиться к истории, мы узнаем, что благотворитель – это тот, кто действует анонимно, а меценат – публично. В этом особо проявляется психология наследной элиты и нуворишей. Для нуворишей благотворительность – это, прежде всего PR и демонстрация достатка. В наше время ничего не поменялось, только нувориши стали называть себя элитой, а понятия благотворительность и меценатство стали синонимами. Тем не менее, я не отрицаю существование истинной элиты, независимо от её достатка, как и не отрицаю того, достаток не всегда мешает стать элитой.
Я считаю, что умные давно поняли, что если бы за всё время существование человечества люди делали только то, за что платят деньги, мы бы до сих пор жили в пещерах... На самом деле у человечества есть на много более важных занятий, чем накопление денег. И понятие «богатый» весьма не однозначно, и далеко не всегда определяется объёмом накопленных человеком материальных благ. «Бедный не тот, у кого мало, а тот, кому мало» (Мирослав Дочинец, «Вечник»).
В этом месте привеle высказывание Эриха Мария Ремарка: «У меня такое чувство, будто я оказался среди людей, которые собираются жить вечно. Во всяком случае, они так себя ведут. Их настолько занимают деньги, что они забыли о жизни». Вообще, то касается американского образа восприятия жизни, хотелось бы напомнить людям, что они живут не только для того, чтобы оплачивать счета.
Современные люди не зарабатывают деньги, они их добывают. Добывают деньги жестоко и алчно, как пираты или разбойники с большой дороги. Добывают вопреки законам совести и законам государства. Более того, добывающие деньги уже сами пишут законы под себя, так как власть покупается. А потому и на законы уже мало надежды.
Можно прийти к выводу, что деньги не расширяют потребительские возможности, а для большинства людей напротив – ограничивают их, так как количество денег у каждого человека ограничено и, как вы понимаете, у подавляющего большинства это количество крайне ограничено. «Тот, кто лишен денег, лишен элементарных прав человека» - писал Джордж Гиссинг. Да, да, в условиях демонократии, права человека прямо пропорциональны количеству денег, которыми этот человек располагает. Пагубная суть расслоения общества по материальному признаку заключается в том, что часть его деградирует из-за нищеты, а часть деградирует из-за богатства. О последних можно ещё сказать, что люди сходят с ума от больших денег и теряют остатки разума от власти. Выходит, обществом управляют сумасшедшие??? Великий Платон в трактате «Государство» утверждал: «Обладание состоянием очень ценно, но, конечно, не для всякого, а лишь для порядочного человека».
Деньги ограничивают нас, так как больше сил и времени тратится на накопление денег, нежели на реализацию идей, а сам процесс накопления становится главной идеей. Современный человек работает на деньги больше, чем деньги работают на него. Деньги делают слабых рабами, а сильных несчастными. И если вы решили идти по пути накопления денег, думайте о том, что вы будете делать с большими деньгами но, прежде всего, подумайте, что будут делать большие деньги с вами. В современном мире всё имеет свою денежную цену, а потому деньги слишком дорого обходятся человечеству. И если есть в этом мире что-то чистое и полезное для всех, то это что-то, на чём нельзя заработать деньги…
«Уничтожь деньги и уничтожишь войны» – говорил Марк Фабий Квинтилиан. Конечно, деньги, как таковые, мы не уничтожим, в этом нет смысла.Но мы должны привести их к изначальной сути – эквиваленту труда, пока деньги не уничтожили нас.
А теперь о прогнозах на далёкое будущее – если оно будет у человечества, то в форме высокоразвитого общества, которое, скорее всего, откажется от денег как таковых в том виде, в котором мы привыкли их воспринимать. И не потому, что человечество не сможет или не захочет использовать денежную систему, а потому, что денежная система, в той форме, которую мы знаем, не позволит обществу развиться. В любом случае, ресурсы всех видов, в том числе и человеческий, будут иметь большее значение, чем денежный капитал. Так же идеи и способность их реализации. В процессе создания Вселенной не был потрачен ни один доллар.
Сергей Крижановский ©