Если свободный рынок и может быть от чего-то свободным, то только от законов – законов здравого смысла и законов криминальных. 

Автор

   Технический уровень развития человеческого общества значительно превосходит её морально-духовный уровень. Если у человечества хватило ума создать технологии, способные не однократно уничтожить его планету, то должно хватить духа и трезвого разума отказаться от их использования, пока среднестатистический человек не перестанет воспринимать всё открытое как новый способ уничтожения себе подобных или средство к обогащению. Ведь именно среднестатистический человек в условиях демонократии обретает власть. Можно сделать вывод, что «паразитарная надстройка» современной цивилизации существует, она не приносит никакой социальной, культурной, экономической  пользы обществу на котором паразитирует. Теперь можно вернуться к гипотезе  дополнительного времени, изложенной в начале главы. Страшно представить, какие материальные и людские ресурсы в совокупности  привлечены для обслуживания паразитарной системы!  А удовлетворение этих потребностей  возложено на реальный сектор экономики, производящий реальный товар или услуги.  Вот где спрятана значительная часть дополнительного времени, которым должен обладать каждый из нас вследствие достижений научно-технического прогресса. Кто-то может заявить, что искусство и наука  так же в определённой степени может быть отнесена к паразитарной системе, но нужно признать, что  большая часть учёных, поэтов, писателей, артистов  дарили свой талант миру бескорыстно. Их открытия и произведения не приносили им не гроша и были  оценены и использованы после их смерти, и стали источником наживы для других. Истинный талант не просит финансовых вложений, и не требует награды за свои труды.

«…а птенцы не должны жить в холоде,
 а хлеба не должны быть в сырости.
Ну, а гений жить должен в голоде,
так как  свиньи должны  быть в сытости…»
                                                             Автор.

   В этой главе поднимаю вопрос о так называемой теории свободного рынка, рынка саморегулирующегося, то к чему давно стремится наше государство, наклеив на это понятие ярлык «Европейских и мировых экономических ценностей». Разрушив плановую систему экономики, государства постсоветского пространства бросились в свободные рыночные отношения, идя по стопам  других государств, уже прошедших эти ошибки. Именно система свободного рынка стала причиной страшного экономического кризиса в 30-х годах прошлого века. И только использование планового регулирования экономики (от которого мы сей час отказались) позволило президенту Франклину Рузвельту спасти страну от неминуемой катастрофы. Увы, мы не учитываем опыт других стран, не помним своего, да и другие страны не против, чтобы мы шли за ними по пути ошибок. Так  им выгодней и безопасней. Свободного рынка нет, и быть не может. Рынок всегда управляем, а потому соотношение спроса и предложения ещё не является решающим фактором его развития. В этом вы можете убедиться сами, если проанализируете отдельно взятые рынки. Например, рынок жилья. Согласно рыночной теории цена на товар  тем выше, чем выше на неё спрос. Население Украины сокращается за счёт снижения рождаемости, постоянной и временной эмиграции. Значит, спрос на жильё расти не должен, а значительная часть потребности населения в жилье не может быть удовлетворена по причине бедности,  что значительно снижает спрос. Тем более, жильё - это товар, имеющий длительный срок пользования – пожилые люди умирают, оставляя квартиры своим детям и внукам. Таким образом, потребность населения в жилье частично удовлетворяется, значит, спрос на жильё  становится ещё ниже. Рассмотрим докризисную ситуацию на рынке жилья (то есть, в условиях относительно стабильной экономики) – населения становится всё меньше и меньше, жилья строится всё больше и больше, а цены, не смотря на падающий спрос и растущее предложение, растут всё выше и выше. Уже тогда многие квартиры  элитных домов пустовали, а значит, спрос значительно не увеличивался даже за счёт  людей богатых, которым квартиры нужны не для того, чтобы в них жить. А для того, чтобы вложить в них деньги. По тому же принципу действуют и застройщики – вкладывают деньги в недвижимость без перспективы продать её в ближайшее время, а потому цены на жильё не падают. Это  всего лишь один из примеров того, что теория свободного рынка это всего лишь теория. Он не может гармонично саморегулироваться без элементов государственного планирования. А потому, в свободной рыночной системе соотношение спроса и предложения это далеко не основные факторы механизма ценообразования. Основные факторы кроются где угодно – в политике, в частных и клановых интересах (интересах как отечественных, так и зарубежных) и т.п. Свободным он назван для  того, чтобы широкие народные массы не задумывались лишний раз над тем, кто же этим самым рынком управляет. 

   Система свободных рыночных отношений создаёт предпосылки ещё для одной проблемы,  о которой никто не говорит: огромную опасность для человечества представляет тот факт, что в целом государственная и мировая экономическая политика  подчинены основному принципу маркетинга,  а именно -  максимальное удовлетворение потребностей человека.  Маркетинг, применяемый для каждой отрасли в отдельности, приносит ей пользу, но использование его основного принципа  в глобальных масштабах губительно для  государства и цивилизации в целом. Рынок удовлетворяет  потребности индивида до полного их удовлетворения. Автомобили, бытовая химия наносят непоправимый вред экологии; алкоголь и табак - оказывают непоправимый вред генофонду человечества; импортные товары –  ущерб отечественному производителю. Рынок товаров и услуг как экономическое зеркало, отражающие социальные проблемы общества. Если на каждом углу банки, аптеки и ломбарды - дело плохо...

   Потребности человека безграничны и растут по мере их удовлетворения. Парадокс заключается в том, что удовлетворить потребности человека полностью невозможно. А удовлетворение самых низменных потребностей приносит наибольший доход: наркотики, проституция, оружие – а значит, современный рынок в большей мере создаёт наиболее выгодные условия для деятельности, подрывающей общественные устои. Подавляющая масса людей, к сожалению,  испытывает в основном примитивные материальные потребности, не задумываясь о последствиях их удовлетворения, последствиях личных, государственных,  планетарных. Домохозяйки не задумываются о том, что используемая ими  для облегчения домашней работы бытовая химия, может значительно  затруднить  жизнь их детей и внуков, водители не сопоставляют вред наносимый  их  авто экологии с той пользой, которую они приносят обществу. Всё потому, что для обывателя   бытовые удобства, доход, имидж  - это сугубо личное и особо важное,  а экология и мораль общества нечто  общее, а потому абстрактное. Эта система не только удовлетворяет уже существующие потребности, но и навязывает обществу новые потребности. Опять же, с целью создания новых источников доходов. Потребление рождает потребление. Мы покупаем стиральные машины, и тут же нам говорят, что для её использования не достаточно только стирального порошка - не плохо было бы приобрести различные средства для ополаскивания белья и смягчения воды. А если мы не купим  химию для смягчения воды, то вообще рискуем  работоспособностью нашей стиральной машины. Смена «морально» устаревшей  техники – тоже искусственно  привитая потребность – потребность в новом и модном. Приобретая домашний кинотеатр, мы становимся  потребителями DVD   с 3D звуком, или видео с 3D  эффектом - иначе, новая дорогая игрушка не проявит свои  возможности. Не смотря на то, что старый телевизор замечательно работал, покупаем новый. В нём, якобы, совершено другие цвета. Но большинство из нас этого бы не заметили, если бы не реклама. Главной мотивацией может быть факт, что кто-то из ваших знакомых уже смотрит такой телевизор. А вы что, хуже? Все мы невольно принимаем участие в «потребительской гонке»,  оплачивая своё участие в ней собственными деньгами.

   Важный аспект эксплуатации, купленной нами техники – это возможность её ремонта или замены быстро снашиваемых модулей. Очень часто техника не поддаётся ремонту, иногда её практически невозможно разобрать, что бы её корпус сохранил свою целостность. Некоторые сменяемые зачасти, например, фильтры пылесосов, выходят из эксплуатации на много раньше, чем сам пылесос. И не всегда представляется возможным их найти. Очень часто один и тот же производитель начинает выпуск новой модели, а потому запчасти к моделям старым найти просто невозможно. И мы имеем, по сути, рабочий прибор, который вынуждены выбросить, потому что производителю и продавцу на много выгоднее продать нам новую технику, чем содействовать в ремонте и отладке старой. А вся это техника пополняет стремительно разрастающиеся свалки с перспективой полностью разрушиться только через 200-300 лет. Такое бесхозяйственное использование ресурсов и дикое отношение к экологии является характерной чертой современной экономики, где безумное стремление к наживе является осиновым вектором человеческой деятельности (а по сути – бесчеловечной).

   В продвижении товаров так же важен ассортимент. Изначально ассортимент являлся следствием желания производителя угодить покупателю, учитывая различные его вкусы на цвет, форму, размер и дизайн. Но, постепенно он приобрёл ещё одну функцию, более необходимую для производителя, нежели для потребителя, а именно – захват полок. Договариваясь с торговыми точками, производитель получает право занять место для своего товара на полках магазина. Если какая-либо товарная позиция выполнена в одном единственном виде, то и места она займёт меньше. И проиграет в привлечении внимания покупателя продукции конкурентов, которая выполнена в разных цветах, с различными вкусовыми добавками, техническими особенностями, размерами упаковки и т.п.  Данное явление характерно как для пищевой промышленности, так и для химической. Ассортимент товаров может значительно превосходить потребительские нужды людей, как по объёму, так и по качеству. Причиной расширения ассортимента довольно редко являются кардинально новые научные или технологические доработки. Вместо увеличения качества нам предлагают увеличение количества, замаскированное под ассортимент, который стал инструментом конкурентной борьбы между производителями.  

   Так же, маркетинг, с его механизмами продвижения товаров, исподволь делает производство и продажу  товаров среднего  качества более выгодными, а значит наиболее продвигаемыми и, как следствие наиболее покупаемыми. В цену товара  на прилавке закладывается его себестоимость, затраты на продвижение, транспортировку, прибыль производителя, прибыль  продавца и т.п. Чем выше себестоимость, тем выше конечная стоимость товара. Себестоимость товара напрямую зависит от качества сырья и технологий производства.   Конечная цена качественного товара  заведомо будет   выше цены  аналогичного товара среднего качества. Рыночная конкуренция предполагает конкуренцию не только  в качестве, но и в цене для конечного потребителя, а потребитель, зная, что скупой платит дважды, из товаров дешёвых и дорогих, как правило, выбирает средний.   Более того, у производителей товара среднего качества есть возможность  заложить в себестоимость больше  средств на рекламу и продвижение. Если даже в итоге за счёт этого конечная цена товара среднего качества даже вырастет до цены товара качественного, он будет реализовываться успешней – PR и реклама делает своё дело. Люди, просматривая лживый рекламный ролик,  в основной своей массе  сознательно не верят рекламе, но, подсознательно ей следуют. Приобретают  этот товар, оплачивая не только его  стоимость но и затраты производителя то тот самый ролик. Чем хуже  качество, тем меньше срок службы и  выше вероятность  негативного влияния на окружающую среду.  В результате   огромный оборот товаров  среднего качества способствует  излишнему использованию невосстановимых   природных ресурсов,   разрушению экологии. А мы всё потребляем и потребляем…

   Эффективность потребительской ловушки состоит в том, что товар обладает не только функциональными свойствами, удовлетворяющими ту или иную потребность, но дополнительными свойствами – возможностью выделиться на фоне других, так сказать определить свой имидж. Это самый простой способ  удовлетворения амбиций и вуалирования недостатков и комплексов, не требующий работы над собой. Если в племенах, живущих первобытнообщинным строем, люди выделяются изобилием татуировок, бус, всевозможных фетишей, то в среде, так сказать цивилизованной, выделяются костюмами, авто, дорогими сумочками и платьями – новыми фетишами. Но назвать такое фетишистское общество цивилизованным, лично я, не могу. 

   Так устроен человек – он, прежде всего, думает о себе. Если экономика направлена на обогащение посредством удовлетворения потребностей среднестатистического потребителя, и более ничем не руководствуется, то человечество обречено на вымирание или на трансформацию в нечто нечеловеческое. Вырисовывается порочный круг: чем примитивней  потребность, тем больший доход приносит её удовлетворение, чем больше доход, тем проще влиять на политические и законодательные процессы, а значит меньше вероятность  ограничения деятельности вследствие негативного её влияния на экологию, генофонд и т.п. 

    Интересы государства и народа  должны  быть несоизмеримо выше интересов и потребностей индивида, и тех, кто эти потребности удовлетворяет, так как  большинство индивидов живёт в своём мирке - для себя, не воспринимая  глобальных экологических и социальных проблем. Все мы  сознательно или неосознанно поддерживаем паразитарную систему. Эта система внушила нам ложь о существовании некой Мировой экономики. А если нет Мировой экономики, значит, не может быть никакого Мирового хозяйства. Так как экономика – это именно наука о ведении хозяйства.   А если Мирового хозяйства нет, значит, мы имеем дело  с мировой бесхозяйственностью. С этим не трудно согласиться, если взглянуть на то, что делает человечество с родной планетой. Все эти иллюзии закреплены для «образованных» людей в «науке», а для необразованных в практических стереотипах потребителя и в авторитете  тех самых «образованных» людей.

   Приведу слова из романа Ричарда Олдингтона «Смерть героя»: «Все мы, кто  суетится  и хлопочет на этой планете, вращающейся вокруг Солнца, склонны забывать о двух немаловажных обстоятельствах. Мы обитатели Земли, существуем лишь потому, что день за днём поглощаем материальные продукты своей планеты; мы – члены  кое-как сбитого коллектива, распределяющего эти необходимые  для нас продукты  согласно причудливым правилам, которые с великими  муками родились  из хаоса, царящего в наших примитивных мозгах».

   Основная задача паразитарной системы – власть. Основные рычаги  управления геополитическими процессами – международная финансовая  система, контроль  добычи и реализации энергоносителей и  программы «зомбирования»  (потребительские, политические, псеводокультурные и религиозные). Подобные рычаги, каждый сам по себе и все вместе,  приводят к катастрофическим последствиям для существования и развития человечества:

- финансовый порождает излишки денежной массы, для переработки которой создана бессознательная паразитарная  система (банковская система, индустрия  шикарной жизни);

- энергетический имеет в своей основе исчерпываемые природные энергоносители, которых хватит  лет на 30-40 в таком темпе их потребления. Поэтому необходимо отслеживать открытия альтернативных источников энергий и консервировать их до тех пор, пока человечеству не будет продан последний баррель нефти и кубометр природного газа;

- «зомбирование» превращает человека в  безропотного носителя и распространителя лживых стереотипов и мировоззрений. В бездумную рабочую и потребительскую единицу, не способную самостоятельно мыслить, критически относиться к происходящему и делать собственные выводы;

Глобализаторы создали колоссальную машину. Машина, управляемая этими рычагами, подобна огромному бульдозеру с пьяным водителем, заехавшим в заповедник. Она разрушает всё вокруг, думая, что управляет миром, и уничтожит  сама себя и нас,  если мы не проснёмся … А если этот процесс осознанный, то напрашивается вопрос: «А для кого  подготавливается пространство на планете Земля?» Доброе утро!

  Вернуться в начало главы  Додекаєдр

Вернуться к заглавию  Додекаєдр

Следующая глава "СоциумДодекаєдр