Пресловутое недостающее звено между обезьяной

и цивилизованным человеком - это как раз мы.

                          Конрад Лоренц

Политика. Социальное устройство

Политики не трудятся и не творят. Они приносят иллюзии в будущее,

туман в прошлое и беды в настоящее.В политических играх есть

сторона,которая проигрывает в любом случае – это народ…

                                      Автор

    Человек существо социальное, он зависит от социума и нуждается в нём. Но, когда речь идёт об обратной связи, то множество членов социума предпочитает брать от него больше, чем отдавать. Отсюда и растут корни большинства социальных проблем. 

   Так устроены люди, что большинством из них обязательно кто-то должен управлять. Или самый умный, или самый сильный. Желательно - самый умный и сильный. Но, история показывает, что, как правило, к власти приходит самый подлый. А поскольку, как вы все наверное слышали – история учит тому, что она ничему не учит, всё повторяется заново. И человечество постоянно наступает на грабли, щедро разбросанные на крутых поворотах  истории.

   Платон выделял несколько основных форм правления:

  • монархия – власть одного;
  • аристократия – справедливая власть лучших граждан;
  • тимократия - несправедливая власть меньшинства, военных вождей, уважаемых граждан;
  • олигархия  -  несправедливая власть меньшинства, богатых людей;
  • демократия - справедливая и, одновременно, несправедливая власть большинства;
  • тирания — несправедливая власть одного человека.

   Так же Платон на примере Спартанского государства показывает возможность эволюционного изменения монархии к форме правления с элементами демократии.. Изначально Спартой, как и большинством других государств, управлял один царский  род, позднее два. В дальнейшем власть двух царей ограничили властью двадцати восьми старейшин, а ещё позднее ввели в систему управления эфоров – избираемых на год народным собранием. 

   Платон«Платон характеризует демократию как «строй, не имеющий должного управления, но приятный и разнообразный. При нем существует своеобразное равенство – уравнивающее равных и неравных. Демократия, по Платону, плоха тем, что власть распределена среди большинства, а такое правление не способно ни на большое добро, ни на большое зло. Но при все неприятии демократии Платон отмечает, что элементы должны обязательно присутствовать в государстве, которое претендует на звание «правильного». Главным достоинством идеального государства является справедливость, а она достигается за счет равенства в определенном смысле. Неумеренная свобода в условиях демократии приводит к тирании. Народ из подчинения свободным людям попадает в услужение к деспотической власти и свою неумеренную свободу меняет на самое тяжелое и горькое рабство – рабство у рабов. А происходит это оттого, что любая крайность чревата своей противоположностью.» (« Демократия  мать тирании», по материалам  сайта      http://www.inpearls.ru).

  Олигархию Платон характеризует как несовершенную власть богатых: "у власти стоят там богатые, а бедняки не участвуют в правлении". Олигархия основана на фактическом материальном превосходстве богатых над способными и всеми остальными.

 Аристотель  

   «Аристотель разбирает проблему гражданства. Гражданин — это участник государства, то есть участник суда присяжных и народного собрания. Аристотель отказывал в гражданстве рабам, метекам (иностранцам), ремесленникам, а в 7й книге — и крестьянам. По количеству граждан в государстве он различал три «правильные» (то есть нацеленные на реализацию общего блага) формы правления.

   Царская власть (монархия) - форма правления, при которой власть принадлежит одному правителю, получающему её по наследству, или же к власти приходит избранник. Извращением царской власти является тирания.

   Аристократия — форма правления, при которой верховная власть принадлежит гражданам, владеющим собственностью и имеющим в виду высшее благо государства. Извращением аристократии является олигархия (форма правления, при которой верховная власть принадлежит гражданам, владеющим собственностью и имеющим в виду выгоду состоятельных граждан).

   Полития — форма правления, когда ради общей пользы правит большинство. Как правило, в политии верховная власть сосредоточивается в руках воинов, которые вооружаются за собственный счёт. Эту форму правления Аристотель считает наилучшей, поскольку «масса менее подвержена порче». Извращением политии является демократия (власть, имеющая в виду не общее благо, а выгоду неимущих, то есть нищих). Он назовает политию смешением олигархии и демократии» (Аристотель, «Трактат о государстве», подчёркивание Сергея Крижановского).

   Конечно, формы правления, как и всё в этом мире, редко бывают в чистом виде. Но из всех возможных форм социального устройства человечество на данном этапе развития выбрало  демократию, причём в худшем варианте трактовки её принципов в сочетании с олигархией и  тиранией псевдо аристократии, а так же весомым влиянием  вне государственных финансовых и политических структур. Думаю, что и Платон и Аристотель, исходя из последнего фактора влияния, охарактеризовали бы данный гибрид форм  правления, как форам правления некими вассальными государствами, жители которого не знают, что их страну кто-то покорил. Напомню всем, кто подобно мне давно открывал школьный учебник по истории  - вассальное государство, это государство, которое находится в подчинении другого государства, но сохраняет своего правителя.

   По моему мнению, слово демонократия  более полно отражает суть её современного аналога, так как в этой системе созданы все условия для прихода к власти людей с демоническим типом поведения. Что это за тип? Ничего нового –  это тип поведения основанного на алчности, властолюбии, жадности, жестокости и эгоизме. Вечных спутников человечества…

   Аристотель считал демократию  извращением одной из форм правления – политии. Если следовать логике Аристотеля, то мы на данный момент имеем дело с «извращением извращения». А теперь подробнее о демонократии.  По моему мнению, слово демонократия более полно отражает суть её современного аналога, так как в этой системе созданы все условия для прихода к власти людей с демоническим типом поведения. Что это за тип? Ничего нового –  это тип поведения основанного на алчности, властолюбии, жадности, жестокости и эгоизме. Вечных спутников человечества…

 

Вернуться в начало главы  Додекаєдр

Вернуться к заглавию  Додекаєдр

Следующая глава "ДемократияДодекаєдр

   

Книга "Эволюционер"