Все мы постоянно находимся в плотном искусственном информационном поле. В поле, созданном человеком посредством технических устройств. Ежеминутно мы можем получать большой объём информации (по радио, телевидению,   интернету, из наружной рекламы). Значительная часть этого объёма нам не нужна. Информационные потоки можно разделить на четыре основных группы:

1.  Социально-политическая информация (новости, политические дебаты и т.п.). Информационные каналы редко бывают не за ангажированы какими-либо политическими силами, а потому нельзя рассчитывать до конца на их объективность и правдивость. Политическая информация в демонократической системе    не может быть правдивой по определению. Политика – это всегда смесь интриг и обмана. Политическая и социальная информация, распространяемая через СМИ, является мощнейшим рычагом управления народом. Посредством коктейля из откровенной лжи и разбавленной правды очень легко управлять людьми, внушая им образы, мысли, которые в последствие воспринимаются людьми как свои собственные по причине, утраченной или не развитий способности к самостоятельному мышлению у большинства из нас.

2. Рекламная информация – один из самых мощных искусственных информационных потоков. Реклама несёт не только информацию о товарах, услугах и местах их продажи. Она формирует спрос на них через навязывание потребительских моделей поведения. Эти модели, опять же таки, прививаются к мышлению человека через иллюзорные образы, внедряемые в сознаниечеловека посредством методичного, систематического воздействия рекламной информации. Наверно все обращали внимание на то, как реагируют дети на телевизионную рекламу – порой их просто тяжело оторвать от экрана. Они могут не обращать внимания на какую-то взрослую передачу, но с началом рекламного блока их словно притягивает к телевизору. Телевизионная реклама всегда яркая, звук рекламы на порядок громче основного уровня громкости телеканала. Если вы считаете, что взрослый человек не так подвержен воздействию рекламы, как ребёнок, то вы глубоко ошибаетесь. Все мы привыкли к пестрящему рекламному фону, и, как нам кажется, не уделяем ему значительного внимания. Да, мы можем не акцентировать внимание на информационной рекламной подаче, но это не значит, что она на нас не воздействует. Она внедряется в подсознание в обход нашего сознания, которое может быть в этот момент сосредоточено на чём-то другом. Это касается не только телевизионной рекламы. Можно повести следующий опыт: нескольким людям в супермаркете дать задание выбрать, например, зубную пасту. Времени на выбор дать минимум – секунд 20. В результате   вы увидите, что подавляющее большинство испытуемых выберет наиболее разрекламированную зубную пасту. Большинство из этой группы людей не сможет объяснить свой выбор. Если времени на выбор дать минут двадцать, то картина будет совершенно иная. В большинстве своём люди смогут обосновать свой выбор: оптимальная цена, проверенный производитель или, опять же– видели в рекламе. Суть в том, что   если человеку  не давать времени на размышление, он действует не сознательно – логически, а подсознательно. А потому выбор в такой ситуации зависит от того, что в подсознании человека – оно или интуитивно, или запрограммировано. В подсознание среднестатистического человека  внедрен целый набор потребительских программ и моделей поведения. То есть, когда человек не может или не хочет думать, то выбор за него делают те, кто уже подумал за нас и распространил модели  поведения в рекламно-информационных потоках. 

3.Развлекательная информация – различные шоу, бесконечные сериалы, подавляющее большинство художественных фильмов, увеселительные телевизионные мероприятия, привлекающие  широкую зрительскую аудиторию. Этот вид информации так же является, наряду с рекламным, самым мощным потоком по объёму, но самым скудным по информационной насыщенности. Этот поток создаёт благоприятный фон для праздного времяпрепровождения обывателя, не нагружая его никакой значимой информацией, которая могла бы иметь практическую ценность. Самое главное – она не заставляет думать, скорее наоборот. Это информационный поток транслируется в самые рейтинговые эфирные часы, когда у экранов телевизоров собирается наибольшее количество зрителей. Развлекательная информация внедряет социальные модели поведения (типажи героев художественных фильмов, образы популярных людей, варианты способов отдыха и общения и т.п.). Многочисленные телешоу показывают людей, которых, по сути и показывать не стоит, а слушать так и вовсе противопоказано. Примитивные модели поведения, условно нормативная лексика – это не то, на что стоит смотреть. «Запикивание» матов это не цензура, это признак дурного тона, который пытаются сделать нормой, чтобы увеличить рейтинг канала. Рейтинг – это мнение большинства. Вспомните о большинстве в главе о демократии, и об удовлетворении примитивных потребностей в разделе психологии хремастики.       Современный телевизионный канал популярен тогда, когда приматы рода человечьего могут видеть себе подобных не только в зеркале, а и на телеэкране.  Само понятие славы и популярности в этой системе ценностей есть ничто иное, как эпатаж, а если точнее выразиться - скандальность и бесстыдство. Как здесь не вспомнить слова Бернарда Шоу: «Секрет успеха – в том, чтобы вызвать возмущение у как можно большего числа людей». Но если бы всё это было лишь возмущением! К сожалению, у этой дешёвой славы возмущённых на много меньше, чем подражающих.«Мы привыкли иметь дело с актрисами, пытающимися стать звёздами, теперь мы имеем звёзд, пытающихся стать актрисами» (Лорено Оливер). «Идолы» поп культуры, которых почему-то называют «звёздами»,зачастую далеки не только от идеалов культуры, но и от таланта как такового. И, тем более, к звёздам не имеют никакого отношения. Звёзды – это то, что сверкает в небе, а не мелькает на телеэкране.

   В этой связи выражу своё мнение по поводу телерадиокомпаний – подавляющее их количество должны быть государственными. СМИ - это идеальное информационное оружие. Думаю, любой народ будет интересоваться вопросом о том, в чьих руках это оружие, и что твориться головах тех, чьи руки его держат. Суть работы частных СМИ в условиях рыночных отношений состоит в том, что это, прежде всего, источник денег. Основная статья дохода в данном случае – реклама. Наиболее дорогое рекламное время наступает тогда, когда телерадиоканал привлекает наибольшую аудиторию. Вырисовывается следующая схема: СМИ активно транслируют рекламную информацию, которая, как описывалось выше, активно формирует и поддерживает потребительскую систему, предлагающую людям уйму новых фетишей и не нужных товаров, в необходимости которых убеждает в процессе предложения (в чём и заключается суть рекламы). Чтобы собрать наибольшую аудиторию, необходимо привлекать среднестатистический тип человека – т.е., большинство, а потому не стоит удивляться этическому и моральному уровню многих шоу и сериалов. Народ, как и прежде требует хлеба и зрелищ, а также пошлости и скандалов. Таким образом, телевидение, как и маркетинг в потребительской системе, удовлетворяет потребности широких народных масс. Чем шире эти массы, тем более низменны потребности и дороже рекламное время. Я не даром освещаю свой взгляд на СМИ в главе про воспитание, ибо они должны, прежде всего, нести функцию культурно просветительскую. Информация должна не только удовлетворять потребности, но и воспитывать. Воспитывать как детей, так и взрослых.

   Продолжим, обратите внимание на мультфильмы, которые смотрят ваши дети – под час это далеко не детские сюжеты, персонажи которых имеют чётко выраженные и гипертрофированные вторичные половые признаки. На мой взгляд, да и не только на мой, мультипликаторам совсем не обязательно так тщательно вырисовывать контуры фигур мультяшных сказочных девочек, облачённых в наряды с чрезмерно глубокими декольте и высокими вырезами платьев. Совсем не обязательно прививать детям модели поведения амбициозных и примитивных монстров. Необходимо определиться – для кого эти мультфильмы? Если для взрослых, то вопросов нет, а если для детей, то это неправильно. Дети чисты душой и талантливый мультипликатор должен создать таких персонажей, чтобы ребёнок мог оценить их моральные, душевные качества достоинства и недостатки, а не акцентировать внимание на материальных формах, отодвигающих на второй план мораль мультфильма (если таковая вообще присутствует). Это не ханжество, это необходимые меры духовной безопасности будущего поколения, которое рискует стать поколением моральных беспринципных уродов. Детскую душу и психику очень легко совратить и покалечить, ребёнка нельзя оставлять один на один с телевизором, даже настроенным на некоторые детские каналы. Хотелось бы обратиться к режиссёрам с огромной просьбой – ХВАТИТ СНИМАТЬ ФИЛЬМЫ ПРО БАНДИТОВ!  Не только дети   подвержены влиянию кинематографа, но и взрослые. Человек так устроен – мы смотрим на то, к чему идём, и идём к тому, на что смотрим. Хватит вводить в лексикон граждан лагерный сленг, достаточно крутить «блатняки» по радио, называя это шансоном. Мне смешно смотреть на водителей маршруток, лица которых выражают глубокие переживания относительно судьбы «несчастного и невинного» лагерного заключенного, когда они включают «блатняк» погроме, чтобы пассажиры тоже возымели шанс приобщиться к его душевным мукам.  Ведь большинство водителей никогда не сидели за решёткой и, дай бог, не будут, а среди пассажиров найдётся не мало пострадавших от преступников разных мастей. «Что такое хорошо, а что такое плохо?» молодой человек сам придёт к своим выводам, а ребёнок должен знать, что преступление – это плохо. Сколько можно идеализировать криминал? Я ничего не имею против этих людей, но они знают, за что отбывают наказание. Жизнь не проста, и зарекаться от сумы и тюрьмы не приходится. Не думаю, что они хотят, чтобы дети повторяли их ошибки.

   Так же в потоке развлекательной информации есть широкий пласт потребительских моделей поведения, а именно - мода во всех её появлениях.  В тандеме с рекламными информационными потоками развлекательная информация наиболее эффективно обрабатывает мозги широкой зрительской аудитории. Среднестатистический современный человек проводит перед экраном телевизоров примерно 1/6 часть жизни. Это делает наши души черствее, терпимее к жестокости и несправедливости. Новости давно превратились в сводку катастроф и преступлений. Все уже привыкли, что проворовавшихся министров не садят в тюрьму, а переводят на другую должность, а депутаты уголовники и судьи взяточники бесследно исчезают, чтобы появиться снова, когда «всё стихнет». И затихает, и они возвращаются, и мы не помним, и снова слушаем обещания президентов и премьеров, которые нас уже обманывали…

4. Познавательная информация – самая скудная по объёму и самая Насыщенная полезной информацией для личного развития человека. В телеэфире познавательных программ значительно меньше, и время их выхода, как правило, не самое рейтинговое. Многие из этих передач дети не могут смотреть по той причине, что идут они поздно вечером. А, например, рекламу пива они могут видеть в среднем каждые 15-20 минут. Плюс к тому слышать по радио и наблюдать на   наружных рекламных носителях счастливые лица молодых людей и солидных мужчин, глотающих пиво, как говорят в народе, прямо с «горла» бутылки.

   Нельзя сказать, что все модели поведения, прививаемые человеку, несут негативный характер. Отработка этих моделей является неотъемлемой частью воспитания, обучения профессиональным навыкам. Наше мышление кибернетично – его можно программировать, как компьютер. Дело лишь в том, что это за программы, кем они написаны и с какой целью.

   Интернет – это информационный канал, заслуживающий отдельного внимания. Всемирная паутина действительно содержит много информации, в том числе и полезной. Но, основной недостаток в том, что её обилие рассеивает внимание. Можно искать статьи про атмосферу Венеры, а закончить фестивалем нудистов. Этот информационный канал не менее контролируем, чем центральное телевидение. Он подобен оживлённой дороге в центральной части города, движение на которой умело направляется системой светофоров, указателей и регулировщиков. При чём таким образом, что основной массе участников дорожного движения будет весьма трудно свернуть куда-нибудь в закоулок, где редко кто бывает. Не потому, что это запрещают, а потому что внимание человека завлекают так, что он просто не чувствует необходимости искать что-то там, где почти никто не ищет и покорно следует за общими течением, поглощая информацию для широких народных масс. Этой информации очень много и её постоянное потребление утомляет человека, создаёт иллюзию, что он достаточно осведомлён. Эта информация подобна низкокалорийной пище, которая, заполняя желудок, создаёт ложное ощущение насыщения. Если так будет и дальше, то люди перестанут перечитывать старые книги, потребляя лишь то, что выбросили в мировую паутину и снабдили эту информацию указателем на центральной улице интернет трафика. А потому в современном мире проще отвлекать внимание людей, нежели чем уничтожать запрещенные книги. И, кстати, одно их первых названий интернет - WWW (WordWideWeb) Единая Информационная Паутина, полностью оправдывает своё название и суть – она затягивае т и удерживает. Современный человек свободен на столько, на сколько способен самостоятельно решать, какая информация правдива.

  Социальные сети приучают людей к восприятию коротких информационных посылов на фоне ярких картинок. Прямо как в книгах для самых маленьких детей. Таким образом, человек становится лёгкой мишенью для рекламных и политических месседжей, не по причине их содержания, а вследствие формы подачи, к которой привык его разум. Атакой разум -  покорная жертва системы навязывания ненужных товаров и политического обмана. Среднестатистический пользователь интернета читает не более 20% текста и избегает прочтения больших абзацев. Людей отучивают читать! Итальянский писатель, философ и учёный в своём романе «Имя Розы» предлагал пускать в библиотеку только людей, способных воспринимать сложные знания, а остальным будет достаточно чтения вывесок и интернета. Исходя из всего вышесказанного можно дискутировать на тему: а нужен ли такой интернет человечеству? На сколько бы удобным он не был, и какие возможности передачи информации не открывал, главное – не скорость её передачи, а её суть.  

   «Вы трубите про вашу «информационную революцию», электронную почту, интернет, видеосвязь! Как будто прогресс в средствах передачи знаний означает прогресс в самих знаниях! Вы не ведаете, что творите! Вы как комнатная собачонка, которая считает ошейник знаком отличия!» Девид Митчелл.

    Преобладание внешней информации над родительской растёт в геометрической прогрессии с момента, когда ребёнок научился самостоятельное принимать - смотреть телевизор, воспринимать действия родителей и окружающих их людей. Именно с этого момента начинается программирование сознания детей иллюзорными образами. Именно образность и является одним из мощнейших рычагов управления сознанием людей. Образы бывают сильные и слабые, навязанные и собственные. Сознание человека само создаёт образы, сочетая информацию, полученную из окружающего мира, с интуицией и творческим началом. Образы наиболее легко устанавливаются в сознании, которое привыкло их потреблять, а не генерировать. Для современных детей созданы все условия, в которых они становятся потребителями образов. 

   Во-первых – дети, а естественно и взрослые читают всё меньше и меньше. Наибольшее предпочтение отдаётся мультфильмам, фильмам.  Суть проблемы в том, что в процессе чтения в сознании человека прочитываемая информация облачается сознанием в образы, составляя из них стройную картину событий, о которых повествуется в книге. Дети представляют внешний вид персонажей, пейзажей, домов и замков, космическое пространство, звёзды, планеты. Шум прибоя, ветра в ночной пустыне, хриплое дыхание дракона. Запахи лесов, вкус еды. Это колоссальная творческая работа, развивающая способность ребёнка создавать образы, что помогает ребёнку раскрывать творческий потенциал, научную интуицию, строить картину мира, в котором он живёт. В мультфильмах всё уже детализировано – персонажи, декорации событий, при их просмотре образное творчество отдыхает, а в перспективе атрофируется как любой орган или способность человека, не используемые им.  Потреблять готовые образы проще, это завораживает. «…тебе надо больше читать. Люди делятся на две категории: на тех, кто читает книги, и тех, кто слушает тех, кто читает. Лучше принадлежать к первым, я так полагаю». (Бернар Вебер «Танатонавты».) Один из секретов свободы хранится в библиотеках.

   Во-вторых -  это игрушки: не столь давно были времена, когда дети делали хоть какие-то игрушки своими руками. Это имело большое значение в развитии образного, творческого начала. Современные дети имеют широкий выбор всевозможных игрушек. Трудно придумать такую игрушку, которую ребёнок не мог бы найти в магазинах, а потому был вынужден делать их своими руками и фантазией. Но, даже играя уже готовой игрушкой, для сознания ребёнка всё ещё существует пространство для творчества–мир, окружающих их игрушки. Они могут создавать его в процессе игры. Новое поколение игрушек лишает детей даже этой возможности – компьютерные игры. Погружаясь в виртуальный игровой   мир, ребёнок теряет необходимость что-либо создавать, додумывать. Всё уже придумано, прорисовано и озвучено. Есть сценарий, от которого невозможно далеко отойти -независимо от намерений играющего, он придёт к логическому завершению сюжета, не зависимо от того, каким путём пойдёт. Варианты финала продуманы -  минимум два: победа или поражение. В этом мире невозможно сделать то, что не было запрограммировано. Из всего существующего в виртуальном пространстве невозможно создать нечто, что могло бы включать в себя не познанное –незапрограммированное. Компьютерные игры являются идеальной штамповочной машиной для детских мозгов. Они программируют сознание детей на правила существования в обществе, где уже всё продумано кем-то за них, кто-то определил их коридоры, из которых, якобы, нельзя уйти. В этих коридорах нужно двигаться только в нужном направлении и использовать только те предметы, которые были там заранее разложены, какими бы сложными на первый взгляд не казались эти виртуальные. системы думать не надо – всё уже продумано…   Выбирать из выбранного,  решать то, что уже решено.  Так создаётся потребительское сознание – сознание потребителя товаров, потребителя политической лжи, иллюзий о мире. Всё это внедряется через чужие образы, противопоставить которым потребитель иллюзий не может ничего.

   Так или иначе, возвращаясь к нашей теме, нужно признать тот факт, что объём информации, получаемый ребёнком от родителей, значительно меньше, чем потоки, воздействующие извне, даже если не брать в счёт информационное воздействие в дошкольных и школьных учреждениях. А если учесть, что многим родителям просто не хватает времени на общение со своими чадами, то можно смело заявить, что наших детей воспитываем НЕ МЫ …   

   Эти условия становятся благоприятными для развития ряда молодёжных субкультур, многие из которых нельзя назвать субкультурой из-за отсутствия в них культуры как таковой. Многие объясняют популяризацию таких течений как эмо, готы и т.п. формой протеста молодёжи против окружающей их действительности. Протест против жестокости, социальной несправедливости это не плохо, но он должен отображать в себе конструктивное отношение к проблеме, готовность решить эту проблему и, желательно, содержать варианты её решения. Депрессия, или крайняя агрессивность, нестандартный внешний вид, самоубийства - это не протест, а безысходность, обусловленная пустотой. Это всё то, что легко могут игнорировать виновники этих «проблем и несправедливости», более того, открыто осуждать, привлекая к осуждению мнение широкой общественности. А потому, ни одна из подобных субкультур не может решить никакой проблемы, не зависимо от того, на сколько оригинальную форму протеста ни выбрала. Они обречены на бесконечную констатацию фактов существования проблем, которые нужны им только как повод, обосновывающий их образ жизни. Такое мировоззрение не имеет будущего, так же, как и его носители.

 Вернуться в начало главы  Додекаєдр

Вернуться к заглавию  Додекаєдр

Следующая глава "Образование" Додекаєдр