Не всё новое хорошо, как и не всё старое плохо. Территория бывшего СССР и сейчас, остаётся 1\6 частью суши, население которой получило лучшее в мире среднее образование. Но скоро всё изменится, Болонская система уже проросла в нашу систему образования, разрушая лучшее, что в ней было. Сейчас, в эпоху всеобщей интеграции и информационной свободы пора отбросить ложные стереотипы о том, что в Европе и Америке всё хорошо, а у нас всё плохо.

   В США ситуация со средним образованием так же далеко не идеальна. По данным комиссии США по достижению совершенства в образовании основные проблемы среднего образования заключены в основных четырёх аспектах (по материалам «Преодоление кризисных явлений в системе образования США» 1980-1990 гг., доклад "Нация в опасности" «Национальной комиссии по качеству образования США:

1) Содержание образования:

   «Под содержанием образования Комиссия понимает саму его "сердцевину" – учебные планы и программы. Сравнительный анализ содержания учебных курсов средних школ, выбранных учениками в 1964-1969 гг. „ и аналогичных, выбранных в 1976-1981 гг., позволил выявить следующее. Учебные планы и программы средней школы стали до такой степени расщепленными, выхолощенными и разбросанными, что уже не содержат какой-либо четкой цели. Они, по мнению Комиссии, напоминают меню кафетерия, в котором закуски и десерты могут быть ошибочно приняты за главные блюда. Школьники во всевозрастающей степени мигрируют от профессиональных и академических программ подготовки в колледж к курсам "общего направления". Число учеников, выбирающих такие программы, выросло с 12% в 1964г. до 42 в 1979г., что ведет к снижению общего уровня подготовки выпускников средней школы. Такого рода школьные программы, в совокупности со свободой выбора учебных курсов, в значительной степени объясняют сложившуюся ныне негативную ситуацию в среднем образовании США. Школы предлагают промежуточные курсы алгебры, французского языка, географии, но их заканчивают только 31%, 13% и 16% школьников соответственно. Дифференциальное и интегральное исчисление предлагается школами, в которых обучается около 60% всех учащихся, но только 6% школьников завершает их изучение. В то же время 25% объема зачетных единиц, получаемых выпускниками "общего направления" средних школ, приходится на курсы физической подготовки, личной гигиены, практической работы за пределами школ, на промежуточный английский язык и математику, а также курсы личного самообслуживания и развития, такие, например, как подготовка к взрослой жизни, женитьбе, замужеству и др.»

2) Ожидаемое качество образование:

   «Комиссия определяет эти ожидания в терминах уровня знаний, способностей и умений, которыми должны обладать выпускники школ или колледжей. Ожидания касаются также времени, напряжения в работе (учебной нагрузки), поведения, самодисциплины и мотивации, что является существенным для высоких достижений»

   «Анализ, проведенный Комиссией вскрыл значительные недостатки, суть которых сводилась к нижеследующему.

   Объем домашней работы для старшеклассников сократился, а оценки повысились, в то время как средние достижения выпускников, фиксируемые тестами, падают.

   Во многих других развитых странах курсы математики, биологии, химии, физики и географии начинаются, как отмечает Комиссия, с 6-го класса и являются обязательными для всех школьников, а время, отводимое на эти предметы, примерно втрое больше, чем время, затрачиваемое наиболее научно ориентированными школьниками США, то есть теми, кто избрал 4-годичное изучение естественных наук и математики в средней школе.

  Проведенное в 1980г. общенациональное исследование требований к получению выпускных школьных дипломов показало, что только 6 штатов требуют от средних школ наличия курсов иностранного языка, однако ни один из них не требует от школьников его изучения; 35 штатов требуют изучения математики только в течение 1 года, и 36 штатов такой же продолжительности изучения естественных наук для получения диплома.

  В 13 штатах 50% (или более) общего количества зачетных единиц, необходимых для окончания средней школы, могут быть селективными, то есть выбранными самими школьниками. Получая свободу выбора половины или более содержания своего обучения, многие ученики предпочитают менее напряженные курсы "общего направления", такие, например, как "жизнь холостяка".

   Экзамены на "минимум компетенции" (требуемые в 37 штатах) не соответствуют тому, что реально необходимо, по мере того, как "минимум" проявляет тенденцию стать "максимумом", понижая тем самым образовательные стандарты для всех.

   Одна пятая часть всех 4-годичных государственных колледжей в США обязана принимать любого выпускника средней школы, жителя данного штата, независимо от завершенной им учебной программы или полученных оценок. Тем самым дается сигнал старшеклассникам, что они могут поступить в колледж, даже не заканчивая требуемых курсов обучения или не имея высоких оценок.

  Около 23% из более престижных колледжей и университетов США сообщили, что в течение 70-х гг. общий уровень селективности приема в них понизился, а 29%, что снизилось число обязательных для поступления специфических школьных курсов (чаще всего за счет исключения требований к знанию иностранных языков, которые ныне сохранились лишь в 1/5 части вузов США).

    Крайне малое число опытных учителей и преподавателей вузов участвуют в подготовке учебников, поскольку в последние десять лет значительное их число было переиздано без переработки издателями в ответ на якобы возросший рыночный спрос.

   За последние 17 лет расходы на учебники и другие информационные материалы снизились на 50%. И хотя рекомендованный уровень расходов на учебники составляет 5-10% от уровня общих расходов школ, доля бюджета на базовые учебники и вспомогательные учебные материалы за последние 15 лет упала ныне до 0,7%.»

3) Время, расходуемое на обучение:

   «Представленные Комиссией данные свидетельствуют о наличии 3 негативных факторов, относящихся к использованию американскими школами и учениками учебного времени: 1) по сравнению с развитыми странами американские школьники тратят существенно меньше времени на школьную работу; 2) время, расходуемое на классную и домашнюю работу, часто используется неэффективно: 3) школы не предпринимают достаточных усилий для того, чтобы помочь ученикам выработать либо необходимые навыки, либо готовность затрачивать больше времени на школьную работу.

   В Великобритании, например, ученики "академических направлений" средних школ проводят в школе в среднем по 8 ч в день в течение 220 дней в году. В США же типичный школьный день длится 6 ч, а учебный год – 180 дней. Во многих школах время, затрачиваемое на изучение кулинарии и вождения машин, "весит" для получения диплома столько же, сколько и время, затрачиваемое на изучение математики, английского языка, химии, истории или биологии. В ряде случаев учебная нагрузка составляет только 17 ч в неделю, а в среднем по стране – около 22 ч. В большинстве школ выработка навыков учения – дело случайное и незапланированное. Соответственно, многие оканчивают среднюю школу и поступают в колледж без систематизированных и наработанных умений и навыков обучаться и самостоятельно работать.

4)  Качества преподавания:

   «Комиссия установила следующие негативные явления в данной области: 1) недостаточное количество способных студентов выбирает профессию учителя; 2) программы подготовки учителей нуждаются в существенном улучшении; 3) профессиональная жизнь учителя является в целом неприемлемой; 4) существует серьезная нехватка учителей в ключевых сферах образования. Сказанное подтверждается следующими фактами.

   Слишком большая доля будущих учителей формируется из последней (по уровню знаний) четверти выпускников средних школ и студентов колледжей.

   Программы подготовки учителей перегружены курсами, связанными с "методами обучения", в ущерб курсам по профилирующим дисциплинам. Исследование 1350 институтов, осуществляющих подготовку учителей, показало, что 41% учебного времени будущих учителей начальных классов расходуется на изучение общеобразовательных курсов за счет сокращения времени, отводимого на профилирующие дисциплины.

   Средняя зарплата учителя после 12 лет практической работы (в начале 80-х гг.) составляла лишь 17 000 $. в год (в 1988г. – 28 тыс. дол.), что вынуждает многих учителей работать по совместительству и в летние месяцы. Кроме того, практикующие учителя не могут серьезно влиять на важнейшие профессиональные решения, например, такие, как выбор учебников и др.

   Несмотря на распространенное мнение о перепроизводстве педагогических кадров, преподавателей ряда дисциплин явно не хватает (математики, естественных наук, иностранных языков), не хватает также и преподавателей для особых контингентов школьников (одаренных и талантливых, национальных меньшинств, детей с физическими недостатками).

   Нехватка учителей математики и естественных наук является особенно острой. Исследование, проведенное в 1981г. в 45 штатах, выявило, что недостает учителей математики (в 43 штатах), наук о земле (в 33 штатах) и учителей физики – повсеместно.

   Половина из вновь нанятых учителей математики, естественных наук и английского языка не имеют соответствующих дипломов, лишь менее 1/3 средних школ США, предлагающих физику, имеют дипломированных преподавателей данного предмета».

   Ряд американских исследователей считают, что более чем 23 млн. американцев функционально неграмотны, они не всегда способны прочесть и понять то, что написано на упаковке с лекарствами, не могут правильно написать адрес на конверте (Kozol J. Illiterate America. N.Y., 1985. P.212).

   В США отсутствует единая система образования – каждый штат сам решает, как учить. Эти данные приведены не для того, чтобы сказать, что в США всё плохо. А для того, чтобы указать на тот факт, что идеальных условий жизни и системы образования нет даже в странах, которые мы воспринимаем чуть ли не как эталон, и перенимаем без разбора все модели их социальных структур.  И вообще, закон компенсации никто не отменял: если в стране что-то очень хорошо, значит, есть что-то, что очень плохо и наоборот. В США и в ряде стран Европы образование имеет признаки мозаичного образования, в процессе которого человек не приобретает целостного восприятия ни учебных дисциплин, ни жизненных процессов. Например, литература в таких образовательных системах изучается в так называемой адаптированной форме. В учебниках по литературе изложено краткое содержание литературных произведений и комментарии к ним. Например, трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта» может уместиться в таком формате на одной странице. Т.е., большинство студентов и учеников никогда не прочтёт ни одной художественной книги целиком, они изучают литературу подобно комиксам, не постигая ни красоты слова, ни искусства речевых оборотов, ни философских мыслей, которые просто невозможно втиснуть в рамки адаптированной формы обучения. Человек, получивший такое образование думает, что-то знает. Мозаичное образование создаёт мозаичную культуру.  «Мозаичная культура — социокультурная ситуация, характеризующаяся случайным, хаотическим восприятием разнородной информации». (Материал свободной энциклопедии Википедия»). Концепция мозаичной культуры была создана французским социопсихологом   Абраамом Молем и описана в его книге «Социокультурная динамика», увидевшей свет в 1967 году. Моль пишет в ней о том, из чего состоит мозаичная культура: «из разрозненных обрывков, связанных простыми, чисто случайными отношениями близости по времени усвоения, по созвучию или ассоциации идей. Эти обрывки не образуют структуры, но они обладают силой сцепления, которая не хуже старых логических связей придает „экрану знаний“ определенную плотность, компактность, не меньшую, чем у „тканеобразного“ экрана гуманитарного образования». Не последнюю роль в формировании мозаичного мышления Моль уделяет средствам массовой информации, работающей на людей с низким интеллектуальным уровнем.

   Приятно, что прогрессивные граждане США видят глобальные проблемы образования, которое на протяжении десятилетий идёт по пути примитивизации. Прискорбно, что наши недальновидные чиновники ведут нас по их ошибочному пути, в то время, когда запад пытается выйти на путь, который оставили мы. Можно утверждать, что не всё новое эффективно и полезно, так же как не всё старое в сфере образования стоит выбрасывать на свалку истории.

Вернуться в начало главы  Додекаєдр

Вернуться к заглавию  Додекаєдр

Следующая глава "Куда мы идём"  Додекаєдр