До независимости, образование Украины была частью системы образования СССР. Как и все прочие сферы социальной жизни, оно имело чётко выраженный идеологический вектор, который уже утратил свою актуальность, не сколько по сути, сколько по политическим соображениям. Советская идеология утилизирована, но её место осталось белым пятном системы образования. Она не была заменена на какую-либо другую идеологию или систему ценностей, дающих обществу моральные и этические нормы.

   Образование пережило множество реформ. Многое взято из Европейских моделей образования, при чём без адаптации для нашего менталитета и социальных особенностей. Существенный урон образованию был нанесён с введением тестовой системы оценки знаний. «Обезьянью» работу по расстановке галочек напротив правильных ответов, нельзя назвать полноценным экзаменом. В результате ученик готовиться к экзамену поверхностно, избегая множества нюансов предмета, которые могут быть выявлены только при непосредственном общении с экзаменатором. Ученик и студент должен уметь формулировать мысль на как бумаге, так и излагать вслух перед аудиторией, обосновывать свои доводы, а не искать правильные ответы в тестах. И это не зависимо от того, кем будет студент – политиком или грузчиком (к сожалению, в нашей стране эти профессии не так далеки друг от друга). Но, в процессе тестирования диалог между студентами и экзаменаторами исключён.

   Уровень образования определяет умственное и моральное качество общества в целом. И уровень этот должен расти, если государственная система (или вне государственная), не ставит задачу выращивания бездумного, бессловесного рабочего стада, основной задачей которого является труд на благо «избранных». Современные реформы образования в Украине приводят к планомерной «дебилизации». Например, в 2008 году Министерство образования и Науки Украины в очередной раз пересматривало учебные программы с целью их упрощения. В школьных учебниках то и дело появляется откровенная реклама. Например, в учебнике по математике для 3-го класса издательства «Генеза» за 2013 размещена ничем не прикрытая реклама (стр.28, задача №180) и это не единичный случай. Проблема даже не в том, что на этом зарабатывают, и даже не в том, куда идут эти деньги. Проблема в том, что сознание наших детей засоряют рекламной информацией, находящейся в литературе, имеющей совершенно другое предназначение. Учебник – это святая святых, а не базар. Где-то в 2006 году в школьную программу по зарубежной литературе был введён роман Патрика Зюскинда «Парфюмер. История одного убийцы». В ряде каталогов электронных библиотек, книга находится в разделах «криминал» и «ужасы». Чем руководствовалось воспалённое воображение людей, включивших эту книгу в школьную программу, остается только догадываться. Романтизация образов маньяков и преступников для подрастающего поколения никогда не заканчивается ничем хорошим.

   Каждый новый чиновник стремиться переписать школьную программу. Задача их состоит не в том, чтобы сделать школьную программу совершеннее, а в том, чтобы заработать на печати учебников и оставить свой след в образовании, но, чаще наследить. Результаты такой деятельности катастрофичны, так как меняют программу неспециалисты и новаторы, а люди далёкие от образования. Вследствие этого программа обучения не только упрощается, она становится хаотичной, не имеет логической и методологической связи между предметами. Нарушается логика процессов, взаимосвязь всех её составляющих и общая целостность. Поэтому дети не видят смысла в изучении ряда предметов, не понимая их сути и практического значения.

   Дело не в том, пригодятся ли ребёнку в его жизни интегралы или история древнего мира, а в том, что чем больше знаний дано, тем больше будет усвоено. Дать максимум – получим на выходе среднее значении или минимум, дадим минимум – не получим ничего. И, очень скоро, молодые люди, не смогут показать свою родину на карте и будут утверждать, что Австралия - это Африка, если подписать её соответственно. Нет лишних предметов, нет лишних знаний. Конечно, далеко не все эти знания пригодятся ребёнку в его взрослой жизни, но все они внесут свой неоценимый вклад в формирование его мировоззрения.  А мировоззрение человека должно быть широким, чтобы у человека был шанс остаться человеком.

    Страшно не только то, что мы перенимаем упадочную систему образования, но и то, что общество перенимает чуждую систему ценностей, настроенную не на взаимопомощь, а на жёсткую конкуренцию. «Будь первым! Будь лучшим! Сделай всех!» - вот основные алгоритмы общества амбициозных эгоистов. Человек человеку волк – вот квинтэссенция этих лозунгов. Но жизнь - это командная игра, где в глобальном плане эгоист ничего не добьётся, так как ему, чтобы подняться над остальными, проще помочь кому-то упасть. Этот стереотип мышления опасен и пагубен, ибо противоречит социальной сути человека. Нельзя быть успешным в обществе неуспешных людей. И само понятие успешности должно менять своё значение по мере эволюции общества. «Планете не нужно большое количество «успешных людей». Планета отчаянно нуждается в миротворцах, целителях, реставраторах, сказочниках и любящих всех видов. Она нуждается в людях, рядом с которыми хорошо жить. Планета нуждается в людях с моралью и любовью, которые сделают мир живым и гуманным. А эти качества имеют мало общего с «успехом», как он определяется в нашем обществе» (Далай Лама).

   Перспективное общество бережёт всё ценное, что было достигнуто и перенимает лучшее. Что касается образования, то перенимать опыт нам следует не с запада, а с востока. В Китае образование - это государственная забота. В полтора года детей учат чтению, математике, рисованию и пению. В Японии воспитатели дошкольных учреждений одна из самых высокооплачиваемых специальностей. Исходя даже из одного только фактора – отношению к образованию (не говоря уже про культуру и экономику), можно прогнозировать, что будущее там, где восходит солнце, а не там, где оно садится. Безусловно, будущее за теми нациями, которые заботятся о образовании для всех категорий населения. Человек отличается от животных тем, что способен в полной мере передавать последующим поколениям свой опыт, навыки, историю - всё то, что можно определить коротким и ёмким понятием культура. Если говорить о уровне культуры нации, то речь будет идти о среднестатистическом культурном и образовательном уровне всех граждан, а не отдельных слоёв общества. Учитель – эта наиважнейшая и почётная профессия. Учителя учат всех – военных, врачей, рабочих и самих учителей. Чтобы поднять духовность, культуру, экономику государства, необходимо поднять статус учителя. Нет в разумном и перспективном обществе звания более значимого, чем Учитель. 

 

 Вернуться в начало главы  Додекаєдр

Вернуться к заглавию  Додекаєдр

Следующая глава "Реформы образования"  Додекаєдр