«Любая реформа, кроме моральной, бесполезна».

Томас Карлейль

   

Реформы образованияВ сфере образования много педагогов, только учителей мало, т.к. учитель это, прежде всего призвание. Нет перспективнее вложения бюджетных средств, чем финансирование обучения и зарплаты учителя. План прост и логичен:

1) Прежде всего, необходимо взрастить новое поколение учителей. Для чего в несколько раз повысить зарплату преподавателям ВУЗов, просеяв преподавательский состав на предмет профессиональной пригодности, уделив в этом процессе особое вниманием администрации, которая, в большинстве своём не является хорошими учителями, но является успешными карьеристами, развивающими коррупцию. Повысить требования к поступающим в педагогические ВУЗы. Необходим строгий профотбор, который уже существует для ряда государственных структур и служб. Кто попало не может служить в СБУ, пилотировать истребители, но почему для того чтобы стать учителем не проводится столь же жёсткий отбор?

2) Сократить количество вузов (особенно частных). В нашей стране высшее образование как таковое теряет свою суть. Если так пойдёт и далее, то сфера образования станет бизнесом, а качество образования товаром, редко приносящим пользу государству.

3) В процессе обучения первого набора студентов по новым требованиям. Проводить планомерное повышение заработной платы воспитателям дошкольных учреждений и преподавателям школ с целью повышения престижа преподавательской работы.  Обучение в педагогических ВУЗах должно быть бесплатным, а стипендия в несколько раз больше. И требования к дисциплине и обучению студентов в несколько раз выше.

   Педагогическое образование должно стать бесплатным и престижным. Т.е., сочетать не сочетаемое в нынешних условиях, в которых бизнес, в своём стремлении заработать на всём, исказил все сферы человеческой деятельности.

   Через пять лет обучения в детсады, школы, ВУЗы пойдёт первый выпуск Учителей, составляя конкуренцию старому составу. Через десять лет школы впустят учеников, которых учили новые учителя. Часть из них будет учиться на учителей. И только тогда, лет через двадцать после начала реформы, мы будем иметь образованное молодое поколение (дети, которых воспитывали в детском саду, учили в школе и институте настоящие Учителя). Но, двадцать лет – это срок слишком маленький для социума и очень большой для партий, соревнующихся в борьбе за власть на пятилетний срок, который незаметно проходит в борьбе за сохранение этой самой власти. Я не хочу сказать, что, если мы будем избирать их на двадцатилетний срок, они буду работать эффективнее. Я хочу сказать, что нынешние политики органически не способны мыслить временными масштабами длиннее трёх – пяти лет.

   Естественно, что старые кадры, будут оказывать сознательное или неосознанное сопротивление всему новому. Система построена так, что уровень деградации растёт по мере занимаемой должности. Сопротивление естественно, и не только потому, что они, как большинство людей боятся всего нового, но и потому, что шли они на эти должности не для того, чтобы сделать образование лучше, а для решения своих финансовых вопросов и удовлетворения своих, зачастую необоснованных амбиций. В этом образовательная сфера мало чем отличается от остальных – ей не чужды непрофессионализм и коррупция. Но в этом она ещё более опасна, так как влияет на сознание и души тех, кто учит и тех, кто учится. Школьнику и студенту ещё на учебной скамье прививают равнодушную терпимость к этим страшным социальным заболеваниям, которые во взрослой жизни будут восприниматься как норма. 

   Назначение директоров школ зачастую имеет больше политическое значение для конкурирующих партий и кланов. Почему-то до сих пор сохранился такой «совковый атавизм», как организация избирательных участков в школах. Естественно, что директора школ и преподаватели, чьими силами осуществляется работа этих участков, вовлечены в избирательные махинации и скандалы.  Возникает естественный вопрос: - Больше негде проводить выборы? И почему этим занимаются педагоги? Как любая бюджетная система, для чиновников школы — это ещё один канал незаконного обогащения от потоков государственного финансирования и незаконных поборов в школах

   Реформируя образовательные программы необходимо учитывать не только интенсивность и характер нагрузки на ученика, но и, прежде всего, на учителя. Очень ёмко и точно выразил эту необходимость украинский педагог, поэт и публицист Василий Сухомлинский: «Важнейшее условие духовного роста педагога - это прежде всего время – свободное время учителя. Пора понять, что чем меньше у учителя свободного времени, чем больше он загружен всевозможными планами, отчётами, заседаниями, тем больше опустошается его духовный мир, тем скорее наступит та фаза его жизни, когда учителю уже нечего будет отдавать воспитанникам… Время – ещё раз повторяю – это большое духовное богатство учителя… Педагогическое творчество -  сложный труд, требующий огромной затраты сил, и, если силы не будут восстанавливаться, учитель выдохнется и не сможет работать». Эту цитату надо развесить в департаменте образования вместо портретов президентов. В этой связи хочу отметить, что классный руководитель в школе - это отдельный учитель, а не дополнительная, практически не оплачиваема нагрузка на учителей-предметников. В результате страдает как классная работа, так и работа по основному профильному предмету.

Сергей Крижановский ©

Вернуться в начало главы  Додекаєдр

Вернуться к заглавию  Додекаєдр

Следующая глава "Раздельное обучение"  Додекаєдр

Книга "Эволюционер"