XVIII век. Детство феминизма

   Феминизм возник на западе Европы в конце XVIII в. на основе атеизма, а также идей философов Локка и Руссо. Феминистская идеология распространилась в христианском мире. В начале она обосновывалась путём таких плохо определённых понятий как свобода, справедливость, естественные права. Большие надежды возлагались на человеческий разум.

Олимпия де Гуж

   Олимпия де ГужОлимпия де Гуж (настоящее имя Мари Обри, 1748―1793 гг.) писала во время первой французской революции. Её неудачно выдали замуж. Муж ей не нравился, он не был ни богат, ни знатен. Она имела от него одного ребенка. Вскоре муж умер, она стала куртизанкой в Париже и продвинулась в высшее общество. Подверглась смертной казни.

   Де Гуж утверждала: «1) Свобода и справедливость заключаются в возвращении всего, что незаконно присвоено другими. 2) Единственным ограничением для реализации естественных прав женщин является постоянная тирания со стороны мужчин. 3) Эта тирания должна быть упразднена, как того требуют законы природы и человеческого разума».

Де Гуж требовала для женщин равенства с мужчинами перед законом и одинаковый доступ к государственным постам, почестям, общественной деятельности согласно их способностям и на основании их талантов и добродетелей. Первое вряд ли разумно. Например, запрет использования женщин на тяжёлых в физическом отношении работах не лишён оснований. О втором требовании я судить не берусь. Государствами, как показывает история, управляют с приблизительно равным успехом или не успехом как женщины, так и мужчины. Есть основание предполагать, по опыту Китая, что лучше всего это получается у кастратов.

   Де Гуж считала, что любая женщина, не обращая внимание на варварские предрассудки, может открыто заявить: «Я мать твоего ребёнка». праздник разума 20 брюмера второго года

   Она призывала к установлению права на свободную любовь и на развод, к отмене церковного брака и замене его гражданским контрактом, к признанию прав незаконнорождённых детей. Автор позволяет себе заметить, что первая феминистка выражает чаянья не народа в целом и даже не средней женщины (вероятно, в то время ориентированной на создание семьи и деторождение), а узкой группы хорошо образованных, энергичных, талантливых женщин, ориентированных на достижение богатства и почестей. При этом интересы социальной группы детей полностью игнорируются. Также игнорируются и интересы народа в целом.

   Де Гуж претендует не на равноценность с мужчинами, а на равенство, что очевидно абсурдно.Такая позиция характерна и для современных феминисток.

   Олимпия де Гуж прославилась изречением: «Женщина может взойти на эшафот, следовательно, она может взойти и на трибуну». Заметим, что конструкция не отвечает требованиям логики. Ответственность перед законом не право, а скорее обязанность в случае вменяемости отвечать за свои поступки. Вменяемость ― необходимое, но не достаточное условие успешной политической деятельности.

   Мэри Уолстонкрафт

Мэри УолстонкрафтЧто касается претензий на участие в государственном управлении, то её современница Мэ́ри Уо́лстонкрафт (1759―1797) происходила из богатой, но разорившейся семьи. Отец часто бил жену. Своя семейная жизнь также не сложилась. Двух детей Мери всё-таки родила. Романов было порядочно. Уо́лстонкрафт утверждает, что женщины не являются существами, стоящими на более низкой ступени развития по отношению к мужчинам, но кажутся такими из-за недостаточного образования.

    Образования для женщин она требовала в первую очередь. В государственном плане по образованию она предлагает: по достижении девятилетнего возраста детей из бедных семей, за исключением показывающих блестящие успехи, отделять от богатых и учить их в других школах. Хотя в её произведениях часто упоминается Бог, в частных разговорах проявлялись атеистические воззрения. Сейчас хорошо образованных женщин достаточно много как у нас, так и в западной части Европы. Хорошо это или плохо? В какой-то мере об этом можно судить по успехам женщин в науке.

   В 2005/2006 г. женщины имеют 62% низших степеней высшего образования, среди бакалавров женщин 58%, магистров ― 60%, докторов ― 50%.

   Среди 749 член-корреспондентов РАН в 2008 г. 343 женщины. Из 506 действительных членов всего две женщины.

   С момента учреждения Нобелевской премии в 1901 г. и до 1998 г. её лауреатами стали десять женщин (всего с 1901 по 1998 г. Нобелевскую премию получили 449 учёных).

  Последнее явление можно объяснять наследием патриархата или неспособностью женщин создавать науку. Однако осуществление чаяний феминисток неоспоримо.

  Сейчас в Германии 62% женщин-учёных бездетно. В Австрии половина женщин-учёных остаётся бездетными. На мужчин научная карьера действует менее пагубно. У учёных мужчин рождаемость в полтора раза больше, чем у учёных женщин.

Может быть, женщины дают зато больше научной продукции? Научную продукцию учёных измеряют (очень несовершенно) количеством статей, публикуемых в год. Количество статей, опубликованных за год, у мужчин на 20% выше, чем у женщин. Научная продуктивность мужчин, имеющих детей до 6 лет, почти в 2,4 раза больше, чем у женщин с детьми того же возраста.

   Уо́лстонкрафт права, когда утверждает, что женщины и мужчины стоят на одинаковой ступени развития. Но отсюда никак не следует, что мужчинам и женщинам следует получать одинаковое образование. С биологической и государственной точки зрения это вряд ли целесообразно. Тест IQ построен так, чтобы обеспечить равные средние показатели у мужчин и женщин. Известно, что у женщин наблюдается значительно меньшая вариабельность по показателям IQ, чем у мужчин. Т. е. большее число мужчин имеют исключительно высокие и исключительно низкие показатели IQ, чем женщины. Для развития науки, естественно, нужны только люди с необычно высоким интеллектом. Посредственности, вероятно, тормозят её развитие.

Сейчас известно, что девочки превосходят мальчиков по скорости приобретения качеств, совокупность которых называют умом (интеллектом). Известно, что мужчины превосходят женщин в изобретательности (креативности), а женщины ― грамотнее. Мне лично кажется, что женщины, конечно, имеют право на образование и государству следует обеспечивать возможность его получать, но для народа полезнее, если женское образование будет отличаться от мужского.

XIX век. Юность феминизма

   Жорж СандПожалуй, наиболее известной феминисткой XIX в., да и вообще всего периода развития феминизма, была Жорж Санд (настоящее имя Аврора Дюпен, 1804―1876 гг.). Она родилась в довольно богатой дворянской легкомысленной семье. Отец умер, когда дочери было года четыре. Мать оставила дочь бабушке, бабушка отдала её в монастырскую школу. В 18 лет Аврора вышла замуж по любви. Через год родила сына, через пять лет дочь, но уже от любовника. Всего у неё было трое детей. Собственные брачные союзы не нормальные. Через три года Санд оставила детей, уехала в Париж к новому любовнику и занялась литературной деятельностью. Предпочитала любовников моложе себя. Среди них Мюссе и Шопен. Обладала значительным литературным талантом. О ней положительно отзывался Тургенев, менее положительно, но с уважением ― Золя. Писала она в духе романтизма. Была весьма плодовита (по собственному признанию могла писать по 20 страниц в день). Белинский считал, что именно женщина «вдохновляет поэтическую фантазию Жорж Санд», и называл французскую писательницу «адвокатом женщины».

   Любила не понятых, но богато одарённых блистательных героинь. Женским вопросом занималось наряду с социализмом. Выступала за пересоздание Мира, за свободную любовь. Её роль в феминистском движении кажется мне крайне значительной. Смысл взаимоотношений между мужчиной и женщиной Санд видела в любви, а никак не в продолжении рода и удачно убеждала читателей в своей правоте художественными средствами, вызывающим поведением и не пыталась обосновать свою точку зрения фактами и логикой. 

   Санд писала: «Наша жизнь состоит из любви, и не любить ― значит не жить».

Эммелин Панкхёрст

  Эммелин Панкхёрст Эммелин Панкхёрст (1858―1928 гг.) родилась в крепкой буржуазной семье, увлекавшейся политикой. У неё было десять братьев и сестёр. Эммелин начала читать в возрасте трёх лет, но хорошего образования не получила. Её родители готовили её к роли жены и матери. Однако уже в 14 лет сформировались её суфражистские взгляды. В 21 год вышла замуж за 44-летнего Панкхёрста и родила ему пятерых детей. Муж вместе с Эммели принял участие в организации лиги, ставившей целью участие в выборах женщин наравне с мужчинами.

   В 1889 г. оформилось радикальное крыло борьбы за избирательные права женщин, в котором Панхёрсты играли заметную роль. Кроме суфражизма, продвигала идеи гендерного равенства в брачно-семейных отношениях ― в частности, в вопросах развода и наследования. 

В 1898 г. муж умер. Эммели пришлось самостоятельно зарабатывать на жизнь, с чем она успешно справилась.

  Суфражистки за работой по призванию Законопроекты, представлявшие женщинам право голоса, были отклонены парламентом в 1870, 1886 и в 1897 гг. Это заставило Панкхёрст организовать женский социально-политический союз.«Поступки, а не слова, ― вот что должно быть нашим постоянным девизом», ― писала Панкхёрст. Поступки начались после очередного отклонения законопроекта об участии женщин в выборах. Это были противоправные действия, направленные на привлечение внимания общества к проблеме. Феминистки плевали в лицо полицейским, били их по лицу, бросали камни в окна, писали на стенах палаты общин свои лозунги, добивались заключения и устраивали в тюрьме голодовки, устраивали поджоги, портили поля для гольфа, портили картины в музее.

   С началом Первой мировой войны Панкхёрст прервала компанию и призвала женщин идти на производство, чтобы поддержать военные усилия государства. Удочерила четырёх незаконно рождённых девочек. В 1918 г. был отменён имущественный избирательный ценз для мужчин и предоставлено право голоса женщинам старше 30 лет, с некоторыми дополнительными ограничениями. Панкхёрст с дочерью создали женскую партию. Партия ратовала за принципы равенства в брачно-семейных отношениях, сфере занятости и оплате труда мужчин и женщин.

   Партия жёстко выступала против любых уступок и компромиссов в пользу побеждённой Германии; требовала устранения из состава правительства всех, кто имел родственные связи с немцами или исповедовал пацифистские настроения. Панкхёрст была потрясающе энергичным политическим агитатором и не интересовалась теорией.

   Мне лично кажется, что в рамках демократии предоставление женщинам права участия в выборах логично, хотя есть основание предполагать, что женщины легче поддаются пропаганде, чем мужчины. Мне также кажется, что было бы полезно дать право родителям голосовать за своих детей. Можно предполагать, что у женщин и мужчин с детьми горизонт оптимизации существенно шире, чем у холостых людей.

   Я бы считал логичным лишить права голоса, независимо от пола, лиц, находящихся под следствием, лиц, имеющих судимость, лиц, имеющих двойное гражданство, наркоманов, пьяниц и т.д. Вообще же мне кажется этот вопрос не важным, но это моё дилетантское мнение, хотя и опирающееся на исследование Вебера (1990). Управляют нами плохо. Это можно доказать. Представляется, что здесь непочатое поле деятельности.

   Внимательного рассмотрения заслуживает смена ценностей, чётко выраженная Санд.

   При взгляде со стороны очевидно, что фундаментальный смысл полового влечения заключается в продолжении рода, с индивидуальной эгоистической точки зрения решающее значение имеет польза и удовольствие, извлекаемое из отношений между мужчиной и женщиной.

   Сейчас социологи различают любовь и влюблённость.

   Влюблённость ― это сильная, почти бредовая предвзятость, которая искажает восприятие влюблённым лицом своей избранницы или избранника. Эта предвзятость как бы увеличивает выраженность и важность положительных качеств объекта влюблённости, одновременно сводя к минимуму отрицательные черты, относя их к нейтральным или даже положительным. Мне кажется, что влюблённость между мужчиной и женщиной возникает почти автоматически на подсознательном уровне при близком контакте в подходящих условиях Если есть выбор, то отчасти на подсознательном, отчасти на сознательном уровне отдаётся предпочтение лицу, в наибольшей степени обещающему появление жизнеспособного потомства и личного благополучия.

   Мужчины и женщины ценят друг в друге одинаковые качества, но различаются по весу, который придают этим качествам. Например, мужчины значительно больше ценят физическую привлекательность, а женщины ― доход.   

   В большинстве случаев чувство влюблённости угасает в течение от нескольких месяцев до нескольких лет, редко продолжаясь больше двух-трёх лет. Даже взаимная влюблённость редко живёт дольше двух-четырёх лет. Феминистки, как правило, знают только влюблённость и называют её любовью.

   Любовь ― это менее интенсивный, но более длительный тип связи. В отличие от влюблённости, он не похож на одержимость или помешательство. Для него характерно глубокое чувство верности и привязанности, склонность видеть спутника (спутницу) жизни скорее в положительном (чем в отрицательном) свете, сильная зависимость от его (её) привязанности и ревность.

   Долговременные союзы двух людей ― это принципиально отличное от влюблённости явление, гарантирующее стабильность и продолжительный позитивный воспитательный эффект на потомство.

XX век. Зрелость феминизма

   Симона де БовуарНаиболее известные феминистки, действовавшие в XX в., ― американки, но их идейная вдохновительница ― француженка.

   Симона де Бовуар (1908―1986) родилась в богатой семье. Имела сестру. Когда Симоне было 10 лет семья разорилась; денег однако хватило на то, чтобы получить хорошее образование.

   Собственная семья была в высшей степени не традиционной. Симона сошлась с Сартром, но их союз не ограничивал любовных связей на стороне. Обе стороны широко использовали свои возможности. В дальнейшем Сартра и де Бовуар связывал атеистический, или гуманистический экзистенциализм. Детей не имела.

   В 1949 г. вышла толстая (832 с.!) книга «Второй пол». Глава первая посвящена биологии.

   Автор приходит к заключениям: «разделение особей на самцов и самок является фактом ни из чего не выводимым и случайным», брак ― извращённый институт, угнетающий как мужчин, так и женщин. М. Смит (1981), как известно, пришёл к другим выводам. Половое размножение обеспечивает эволюцию и, возможно, эволюционно устойчиво. Для биологов мнение феминистки, мягко говоря, не убедительно.

  Симона де Бовуар стремится рассеять любые сомнения в том, что изначально в женщине заложены те же потенции, те же способности к проявлению свободы воли, к трансцендентности и саморазвитию, что и в мужчине, обличает повседневные формы дискриминации женщин, призывает к «подлинному существованию», сейчас понимаемому как «самоосуществление».

   Де Бовуар принадлежит высказывание: «Женщиной не рождаются, женщиной становятся». Это уже на грани идиотизма.

   Элизабет Бадинтер так писала о влиянии «Второго пола»: «Симона де Бовуар освободила миллионы женщин от тысячелетнего патриархального рабства… Несколько поколений женщин откликнулось на её призыв; поступайте как я и ничего не бойтесь. Завоевывайте мир, он ― ваш». Взмахом волшебной палочки Симона де Бовуар рассеяла догму о естественности сексуального разделения труда. На неё ополчились консерваторы (читай: нормальные люди) всех мастей. Но прошлого не вернуть. «Ничто не заставит нас вновь поверить в то, что семейный очаг ― наше единственное назначение, домашнее хозяйство и материнство ― непреложная, обязательная судьба. Все мы, сегодняшние феминистки, ― её духовные дочери. Она проложила нам дороги свободы».

   В концепции де Бовуар пол ― просто частная физиологическая черта, телесная «метка», которая не должна иметь принципиального значения в жизни женщины.

   Маргарет СэнгерМаргарет Сэнгер (Sanger) (1879―1966). Мать ― убеждённая католичка ― имела 11 детей. Отец социалист, атеист. Маргарет имела скромное образование, увлекалась сначала социализмом, но затем потеряла к нему интерес. Дважды была замужем и имела множество любовных связей. Собственные семьи, особенно вторая, были не вполне нормальными. Имела от первого брака троих детей. Первый муж был не бедным человеком, второй ― миллионером.

   Сэнгер считала брак «дегенеративным институтом». Считала, что женщины стали занимать равное положение в обществе с мужчинами. Они в состоянии сами принимать решение о рождении или нерождении детей. Женщинам необходимо реализовывать важнейшую психологическую потребность в удовлетворении сексуальных желаний, не опасаясь нежелательной беременности.

   Сзнгер нашла своё истинное призвание в пропаганде абортов и противозачаточных средств. Она организовала подпольный абортарий, увлекалась евгеникой и расистскими идеями. Сэнгер была сторонницей планирования семьи любыми методами, что очень подробно описывается в её книге «Женщина и новая раса». Сэнгер писала: «Самое милосердное, что большая семья может сделать для своего младенца ― это убить его». Она отмечает, что аборты более вредны для здоровья матери, чем контрацепция, но считает, что женщина должна принимать любые меры, чтобы ограничить количество своих детей ради своего стремления к свободе и ради защиты уже имеющихся детей. Прославилась как создатель мощной организации, занимающейся борьбой с деторождением, МАПС (Международной Асоциации Планирования Семьи).

   Андреа ДворкинАндреа Дворкин (1946―2005) ― радикальная феминистка. Внешне непривлекательна. Родилась в США в благополучной еврейской семье. Отношения с матерью характеризуются как напряжённые. Имела младшего брата. В девять лет её пытался изнасиловать взрослый мужчина.

   Вышла замуж. Муж заявил: «Андреа и я живём вместе и любим друг друга, мы спутники жизни друг у друга, и при этом мы открытые гей и лесбиянка». Детей Дворкин не имела.

   Прославилась борьбой с порнографией, которая поощряет мужчин эротизировать доминирование, унижение и жестокое обращение с женщинами. Писала о мужском насилии и утверждала, что её изнасиловали на 54 году жизни. Многие в этом сомневаются.

    Бетти ФриданБетти Фридан (1921―2006) выросла в состоятельной еврейской семье. Внешне непривлекательна.

   В 1947 г. вышла замуж; уйдя с работы, родила троих детей; около десяти лет посвятила семье, но и в этот период печатала статьи в женских журналах, затем развелась. В 1963 г. вышла книга «Мистика женственности», поставившая под сомнение представление о благополучии женщин среднего класса в США, которые ограничили свой мир семьёй. В изложении Фридан, безмятежный пригородный коттедж представлял собой «концентрационный лагерь», где женщины, превращённые в вечных детей, «похоронены заживо». В 1969 г. развелась с мужем.

   Муж писал, что она не интересовалась домашними делами и «пренебрегала своими обязанностями жены и матери», предоставив прислуге вести дом и семью.

   Фридан утверждала, что, замыкаясь в семье, женщины искусственно приостанавливаются в своём духовном росте. Кроме того, общество теряет ценный человеческий потенциал. Она призывала женщин принять «новый жизненный план»: сначала получить образование и начать карьеру, а затем создавать семью. Фридан боролась за право на аборт, права лесбиянок и т. п.

 Элизабет Бадинтер  Элизабет Бадинтер (1944-) ― профессор философии. Родительская семья нормальная, собственная тоже. Трое детей.

   В центре философии Бадинтер находится равноправная женщина, которая самостоятельно распоряжается своей жизнью. Сюда относится и свобода распоряжаться своим телом, т. е. право на аборт и контрацепцию. Кроме того, Бадинтер предостерегает от завышенной оценки роли материнства в жизни женщин. Она не видит противоречия в том, чтобы быть матерью, и в то же время вести обычный образ жизни: работать, развлекаться и принимать участие в общественной жизни. Она не видит проблемы и в ранней передаче детей на воспитание и уход за ними другими людьми. Проблему она видит скорее в грудном вскармливании, которое после рождения ребёнка становится на месяцы преградой для привычной полноценной жизни женщины. Она с оптимизмом смотрит в будущее и верит в то, что мужчины будут всё больше и больше участвовать в воспитании детей. Элизабет Бадинтер имеет троих детей и обладает состоянием, оцениваемым в 1-2 миллиарда $.

  В разделе, посвящённом феминизму XVIII в., я высказал мысль, что нормальные женщины (имеющие двух-трёх детей) не могут конкурировать с мужчинами. Бадинтер доказала, что очень богатые ― могут. 

    Долой кухонное рабствоВ России после революции 1917 г. господствует феминизм марксистского толка. Хотя он появился в XIX в., но был осуществлён на практике и видоизменён позже, поэтому рассматривается как учение ХХ в. В нём можно выделить две части ―  агитационную и рациональную. Агитационная часть не оригинальна (образование, политическое равноправие, участие в управлении государством, право на развод и аборт, цензура порнографии), а рациональная часть заслуживает рассмотрения. Коммунисты стремились заменить индивидуальный женский труд общественным. Освободив женщину от первого и используя её во втором, казалось возможным резко повысить производительность труда. Эта программа была осуществлена. На практике производительность повысилась не слишком сильно, из-за непредусмотренных побочных обстоятельств, таких, например, как воровство и вообще недобросовестное исполнение обязанностей. Как правило, дети оказываются при этом страдающей стороной.

   Суламифь Файерстоун (1945―2012). Родительская еврейская семья нормальная. Своей семьи не было. Детей не было. Наружность малопривлекательная. К концу жизни сошла с ума. Умерла в одиночестве. Труп обнаружил домовладелец.

   Файерстоун представительница радикального феминизм конца XX века.

   Она видела причину патриархата и домашнего насилия в контроле мужчин над репродуктивной функцией женщин. По её мнению, поскольку именно рождение и воспитание детей делает женщину зависимой от мужчины в плане материального существования, очевидно, что создаются отношения власти и подчинения. Именно безвластие, а не природный невротизм, приписываемый фрейдизмом всем женщинам, определяет их статус в современном обществе.

   Файерстоун призывала всех женщин мира к тому, чтобы на какое-то время полностью отказаться от рождения детей, таким образом вынудив учёных срочно изобрести «внематочные», не нуждающиеся в женщине как «агрегате» для вынашивания детей, технологии репродукции.

   Солидаризируясь с популярными концепциями сексуальной революции, радикальные феминистски основным орудием подавления личности считают буржуазный брак и традиционную семью. Новый термин «сексизм» обозначает любые дискриминационные действия по признаку пола.

   Легализация аборта под лозунгом «Право на выбор» должна обеспечить независимость и свободу в сексуальных отношениях. Общество разделено на два различных биологических класса: мужчин и женщин. Из первого разделения труда по полу развивается экономико-культурная классовая система. Файерстоун считает движущей силой истории не производство, а воспроизводство. Она думает, что нам следует относить неравенство между полами не к наблюдаемым биологическим различиям между ними, но к тому факту, что различные репродуктивные роли женщин и мужчин ведут «к первому разделению труда». Как только биологическая реальность воспроизводства будет преодолена с помощью репродуктивных технологий, считает Файерстоун, тот факт, что люди имеют разные половые органы, «не будет более иметь культурного значения». Она верит, что, когда женщины и мужчины перестанут выполнять различные функции в репродуктивном процессе, станет возможным устранение различий в половых ролях. Она убеждена, что эти роли обусловили возникновение биологической семьи. По её мнению, когда репродуктивная технология сделает возможным искусственный способ репродукции людей, потребность в биологической семье исчезнет. Файерстоун убеждена, что не имеет особого значения, как много образовательных, юридических и политических прав имеют женщины и как много женщин вовлечено в общественное производство. В отличие от своих предшественниц, феминистки в ХХ в. не ограничиваются обращением к чувствам читательниц, но и стараются приводить некоторые аргументы в поддержку своей точки зрения

   Де Бовуар стремилась обосновать одинаковость мужчины и женщины ― положение, принимаемое в более или менее явной форме всеми феминистками. Это положение ― аксиома феминизма. Ей стоит уделить внимание.

   Де Бовуар философ, экзистенциалист, т. е. убеждена в том, что человек ― «существо, которое само себя делает тем, что оно есть». Метрика, по которой производится сравнение здесь, остаточная дисперсия поведения однояйцовых близнецов, получивших разное воспитание (как семейное, так и общественное). Показатели, которые следовало бы изучить, ― это число детей и их различные интеллектуальные способности. Экзистенциалисты (без каких-либо оснований) верят, что эти величины существенно отличаются от нуля. Было бы лучше изучить этот вопрос.

   Обычно феминистки используют в качестве метрики ум (интеллект). Это не определённое понятие, которое приобретает определённость, если мы говорим об IQ тесте. Этот тест построен так, чтобы средние оценки не зависели от пола. Он в значительной степени определяется генотипом. У мужчин дисперсия интеллекта больше, чем у женщин.

   По генотипу женщина ближе к самке шимпанзе а мужчина к самцу шимпанзеГенотип мужчин и женщин различается немногими генами. Однако по генотипу женщина ближе к самке шимпанзе, а мужчина ― к самцу шимпанзе, чем [генотипы женщины и мужчины] друг к другу. Известно, что мозг мужчин больше женского и организован иначе. Объём мозга у мужчин примерно на 8―13% больше, чем у женщин. У мужчин, как правило, больше объём внутричерепного пространства на 12%, всего головного мозга на 11%, большого мозга на 10%, серого вещества на 9%, белого вещества на 13%.

   У мужчин сильнее проявляются связи в пределах каждого из полушарий, а также в пределах большинства отделов коры, помимо этого чётко разграничиваются различные модули. У женщин обнаруживается больше межполушарных связей, хуже выражено модульное строение. В мозжечке всё наоборот. В работе женского мозга наблюдается периодичность, связанная с менструальным циклом и беременностью. В период беременности интенсивность работы мозга возрастает. В работе мужского мозга периодичности нет.

   Указанных особенностей, возможно, достаточно, чтобы объяснить различия на уровне способностей и поведения. Феминистки, не отрицая очевидных морфологических различий и различий в поведении, стремятся объяснить последние тиранией мужчин, т. е. воздействием внешней среды.    Феминистки приводят следующие аргументы.

1. Различия наблюдаются в основном в древних структурах мозга, а не в новой коре.

2. Мозг пластичен и способен к регенерации (Видаль, 2012).

3. На земном шаре имеется племя, которое в случае наличия в семье только дочерей и отсутствует надежда на появление младенца мужского пола, воспитывает последнюю дочь особым образом и добивается её мужеподобности (Брандт, 2013).

   Заметим, что это аргументы в пользу возможности другого (лишнего) способа объяснения наблюдающихся различий между мужчинами и женщинами, а не объяснение этих различий из данных нейробиологии. Феминистки стремятся возродить представления о сознании, понимаемом как tabula rasa, господствовавшие в XVII веке, отбрасывая как ненужную помеху теорию эволюции, генетику и этологию. Дети многому научаются, подражая матери и отцу, но это, возможно, потому что мозг программирует возможность такого научения в среде, к которой человек приспособлен. Мода оказывает удивительно сильное воздействие, но в сравнительно узкой области.

   Нейробиологи пытаются связать особенности морфологии мужского и женского мозга с очевидным превосходством мужчин в пространственной ориентации. Только 25% женщин способны выполнять тесты по пространственной ориентации лучше среднего мужчины.

 Среди особо одарённых в математике детей на одну девочку приходится 13 мальчиков.

   Мужчины лучше играют в шахматы и чаще женщин любят эту игру.

   Женщины лучше выполняют вербальные тесты. Новорожденные девочки более заинтересованы в людях и лицах, чем мальчики. Девочки начинают раньше говорить короткие фразы, начинают раньше читать, лучше строят грамматические конструкции, точнее в пунктуации и правописании. Впоследствии девушки проявляют лучшие способности к изучению иностранного языка. Дефекты речи чаще встречаются у мужчин. Девочки и женщины слышат лучше, чем мужчины. У женщин также лучше обоняние. Тактильное чувство женщины более развито: у неё в 10 раз больше рецепторов кожи, чувствительных к контакту. Женщины способны распознавать больше вкусовых оттенков. Женщины видят больше оттенков красного и легче различают предметы в темноте, их зрительная память лучше, чем мужская. Мужчины видят лучше при ярком свете, их зрение менее периферийно, но они видят дальше, чем женщины, чьё глазное дно принимает более широкую картину окружающего мира. Частота и тяжесть ряда заболеваний, заключающихся в недоразвитии или распаде психических функций, различается у женщин и мужчин.

   Феминистки обычно отрицают умственное (интеллектуальное) превосходство мужчин.

   Приводят в подтверждение список женщин, сделавших существенный вклад в науку: Гипатия Александрийская (370―415), Ада Лавлейс (1853―1903), Лизу Мейтнер (1878―1968), Розалинда Франклин (1920―1958), Хеди Ламарр (1913―2000), Ивонна Брилл (1924―2013). В чём состоял их вклад в науку, вряд ли многим известно. Напомним, что среди мужчин выше изменчивость оценок IQ (Вейн и Данилов, 2003). Интеллект наиболее умных мужчин выше интеллекта самых умных женщин. Женщины запоминают больше не связанных между собой блоков информации. Мужчины способны хорошо запоминать организованные, либо имеющие непосредственное к ним отношение блоки.

   Феминистки ставят под сомнение причинную связь между строением мозга и поведением, и мозг настолько сложный объект, что эти сомнения отчасти оправданы

Факты о раннем формировании половых различий мозга эмбриона и ранних проявлениях женских и мужских черт в поведении детей представляют трудность для феминизма.

   Отличия женщин от мужчин не определяются их различным воспитанием. Исторические изменения поведения женщин и мужчин определяются изменением картины мира и законами, которые устанавливает правящая группа в соответствии с картиной мира этой группы и её корпоративными интересами.

В двадцатом веке стало ясно, что феминизм борется не с мужчинами. Феминистки враги детей.

Автор: Выдержки из статьи доктора биологических наук Ф.Н. Семевского «Феминизм», 2014 г., с сокращениями, небольшими изменениями, иллюстрациями и заключительным словом редактора С.С.Лихачева

Источник: literarymentoring.wordpress.com

24.01.2017

Статьи и новости (вернуться к оглавлению)