Раздельное обучениеОбразование является важным аспектом в жизни общества. Так же образование неотъемлемо от воспитания.  Изначально, при патриархальном укладе общества образование было уделом мужчин высших социальных слоёв. В дальнейшем вследствие развития науки, которое повлекло за собой необходимость   большего количества образованных людей, образование стало распространяться на всё общество, включая  женщин. 

С появлением в политике социалистов, создавших в конце 19-го века основу феминистических движений, начался активный процесс  уравнивания полов, который   привёл к возникновению всеобщего  смешанного образования. Но всё равно, ни смешанное образование, ни гендерная полтика  не могут стереть отличия между мужчиной и женщиной. Как и прежде, все мы тут инопланетяне: женщины – с Венеры, мужчины с Марса.

   У  мальчиков и девочек разная физиология,  психология и темпы развития. Среди сторонников раздельного обучения – врачи, психологи, генетики, педагоги. Их главный аргумент: мальчики и девочки развиваются по-разному – у них разные интересы, игры, пристрастия. 

   Общие темпы и очередность развития мальчиков и девочек разные. В среднем, у девочек они несколько выше. Хотя в дошкольном и младшем школьном возрасте эти различия не очень заметны: Зато это различие начинает ярко проявляться в младшем подростковом возрасте: половое созревание у девочек начинается, в среднем, на полтора года раньше, чем у их сверстников мальчиков. Девочки раньше начинают говорить и познают мир через общение. Мальчики же напротив – склонны  исследовать  всё сами.Женская гимназия

   Различается динамика работоспособности. Девочки набирают оптимальный уровень работоспособности быстрее, чем мальчики, легче включаются в новые виды деятельности. Но и устают быстрее. Мальчики же дольше «раскачиваются», но и медленнее устают.

   Память в младшем и дошкольном возрасте память у девочек лучше, но, уже начиная со среднего школьного возраста, мальчики начинают значительно превосходить девочек в способности запоминания.

   Различаются реакции на сложности. При возникновении затруднений девочки предпочитают приспосабливаться к ситуации, а мальчики – менять саму эту ситуацию или просто уходить из нее. Так, когда взрослые ругают девочку, то она обычно стремится изменить поведение, чтобы начать соответствовать их требованиям. Мальчик же в такой ситуации склонен «замыкаться» и игнорировать критику, а если она повторяется – начинает попросту избегать тех ситуаций, в которых столкнулся с ней (по типу «раз в школе меня ругают – значит, буду ее прогуливать»). Они не столько адаптируются к требованиям, по тем или иным причинам вызывающим их протест, сколько пытаются уйти из-под контроля того, кто их предъявляет.

   По данным педиатров и специалистов по гигиене детей и подростков смешанное обучение отрицательно влияет на здоровье девочек: 94 % из них страдает кровеносная, пищеварительная и нервная системы, их преследуют постоянные простуды, из-за которых они часто пропускают уроки. Поэтому учить ребят лучше порознь, учитывая физические возможности, период полового созревания и психологию восприятия.

  Воспитание мальчиков и девочек должно быть разным. Мужчины и женщины разные – и это естественно, так как у них различные задачи, психика, способности и особенности поведения. Невозможно воспитать полноценного  мужчину и полноценную женщину, если воспитывать их одинаково. Равенство в воспитании мальчиков и девочек приводит к психологическому неравенству. Как говорилось  ранее,  девочки  взрослеют раньше, раньше начинают говорить. Как следствие, в младших классах часто  успеваемость девочек выше, их чаще хвалят учителя – и это может подавить у "сильной половины" класса стремление хорошо учиться, породить комплексы. В дальнейшем мальчики становятся сильнее в учёбе, но девочки, помня своё превосходство пытаются конкурировать с мальчиками, как и сами мальчики конкурируют со слабым полом, доказывая своё превосходство во всём. Эта нездоровая конкуренция переходит во взрослую жизнь. Мужчина и женщина должны взаимно дополнять друг друга в достижении общих целей, но не конкурировать. Отчасти эта даже подсознательная  конкуренция становится причиной разлада в семье и приводит к разводам.

   В период начала полового созревания детям трудно думать об учёбе, тем более, когда мальчики и девочки учатся в одном коллективе. Девочки более усидчивы, но легко отвлекаются  - а мальчики в данной ситуации это лишний повод отвлечься.  Мальчики  напротив - более сосредоточены, но долго собираются – в данной ситуации девочки это дополнительный отвлекающий фактор. Именно в этот период снижается успеваемость многих школьников, что не может влиять на качество их образования, даже если  ближе к выпускным классам переходный  период пройдёт   и ситуация наладится.

   Мужская гимназияСледующий недостаток совместного обучения так же является одной из проблем школьного образования – это недостаток учителей мужчин. Так уж повелось, последние десятилетия, что, к сожалению, школьный учитель – это работа больше женская, чем  мужская. Мужчины в школе это в основном трудовики, физкультурники и завхозы. А как можно воспитать и научить мальчика без мужчин? Воспитать мужчину без мужчины невозможно. Более того, с  детства мальчики подсознательно привыкают подчиняться женщине – женщина учитель,  женщина завуч,  женщина директор. Подсознательно подчинение женщине не способствует выработке волевых качеств мужского характера и созданию нормального психологического климата в семье.

   Конечно,  многие скажут, что дети даже при раздельном обучении всё равно будут контактировать друг с другом дом и на улице. Это естественно. Задача раздельного обучения состоит не в изоляции друг от друга мальчиков и девочек, а эффективно использовать образовательный процесс для их воспитания.

   Совместное обучение было введено с 1918 года.  Эта мера должна была устранить неравноправие женщин и мужчин в области образования, существовавшее до этого.

   Ещё в СССР, после Второй мировой   войны снова появились школы с раздельным обучением. Они работали в форме эксперимента и были реорганизованы в 1954 году. Официальная формулировка звучала так:  отсутствия преимуществ в организации педагогического процесса, и  трудностях в воспитательной работе. Исходя из научных данных,  приведённых в первом моём аргументе, преимущества в раздельном обучении есть,   а что касается трудностей в воспитательной работе, то  совместном образовании они никуда не делись а, скорее всего, усугубились. Я уверен, что и тогда многие учённые и педагоги были уверенны целесообразности раздельного обучения. На мой взгляд, причину такого решения нужно искать в глобальных целях системы управления того времени. Наряду со многими преимуществами советского образования, был и существенный недостаток – воспитания «гомо советикуса». В тот исторический период людей уже не пугали массовыми репрессиями, но, народ надо было держать в послушании. Это проще делать с усреднёнными людьми. Совместное обучение усредняет человека, стирая рамки в половых и психологических отличиях. Оно более унифицированное, а потому более практично для государственной машины.

   Но, не стоит питать иллюзии, что сейчас что-то изменилось – предсказуемые и управляемы  люди нужны любой системе. Тем более, что совместное образование вполне устраивает феминистическое направление  модной сейчас гендерной политики, стремящейся уровнять неуравнимое. Такой подход  так же поддерживает выгоду частного капитала, в плане эксплуатации труда. Сейчас осталось очень мало чисто мужских и чисто женских профессий. «Унисекс» профессионализма создаёт предпосылки для активной конкуренции за рабочее место по причине большего количества претендентов. И, как следствие, удешевляет стоимость труда,  экономя средства работодателям.

   Конечно, сейчас  появляется много инновационных методик образования, в основе которых лежит индивидуальный подход. Эволюционно  дальнейшее применение индивидуального подхода должно  подвести к факту индивидуального подхода к мальчика и девочкам в целом. Но, к сожалению, такие программы  если и действуют, то локально, а не в государственном масштабе.

Сергей Крижановский

12.03.2018

Вернуться в начало статьи Додекаєдр

Вернуться в рубрику "Статьи и новости" Додекаєдр