Медицина или бизнес  «Все, что ищется в мудрости, все это есть в медицине, а именно:  презрение к деньгам, скромность, совестливость…» Гиппократ 

  Медицина активно развивается. В современном обществе медицина, как социальная сфера, как и наука тесно связаны с бизнесом. Так что тема медицины и бизнеса актуальна для каждого из нас. Что нужно обществу? Медицина как бизнес? Или медицина как медицина?

   По сути, отношение к медицине как к бизнесу портит будущих врачей ещё со студенческой скамьи. Почему так происходит?    Мало кто из нас в детстве не мечтал быть космонавтом или пожарным. Путешественником или учёным. Дети искренни в своих романтичных желаниях заниматься чем-то интересным и полезным для людей. Возраст  и мировоззрение откладывает свой отпечаток на наши желания, так же как и общество и его культура, которая в последнее время подводит  к тому, что дети, как и некоторые прагматичные взрослые, хотят просто быть бизнесменами. Т.е. – основное желание это зарабатывать много денег, а  на чём – это уже не так и важно. Естественно, что «монетизация» сознания приводит к тому, что молодёжь выбирает профессию не по призванию, а по потенциальному  заработку. Таким образом,  престиж профессии определяется не её значимостью для общества, а её прибыльностью. Не исключение и медицина. Профессия врача когда-то тоже считалась престижной, поэтому многие молодые люди шли в неё не по призванию, а по настоянию родителей. Сейчас же не смотря на то, что наша медицина переживает не лучшие времена, позволить себе обучение в медицинских ВУЗах могут далеко не все. А студенты зачастую так же идут не по призванию,  а с намерением зарабатывать деньги и стойким убеждением в том, что хорошо учиться не обязательно, так как красный диплом уже не имеет никакого значения - главное знать куда устроиться на работу. Старые педагогические кадры уже на пенсии, а новые   из иной среды, с новой психологией бизнесмена, но с отсутствием  клинического, профессионального и жизненного опыта. В ВУЗах созданы все условия для платных прогулов и оплаты успешной сдачи зачётов и экзаменов.  Это уже первое столкновение будущего врача с извращённой формой бизнеса в стенах «альмаматер».  Такая ситуация не только поощряет к обучению бездарных бездельников, но и подрывает желание к учёбе нормальных студентов, которые видят эту циничную и преступную несправедливость. Мораль студента подорвана. Гуманитарные и философские  предметы сокращаются, что добавляет последние штрихи в морально-этический облик будущего врача. Пробелы в гуманитарных знаниях и в этических навыках не могут способствовать формированию полноценного мировоззрения. Даже высокие профессиональные навыки не компенсируют недостаток воспитания, культуры и морали. А врач, воспринимающий свою работу только как бизнес, или работу, не может быть хорошим врачом.

    Бизнес в своей сущности противоречит понятию медицинской этики. В медицине всегда  исключительное внимание уделялось вопросам профессионального  врачебного поведения. Объект медицины – человек. Но это одновременно и субъект, и личность. Поэтому решение медицинских задач  ставит перед врачом  философские вопросы, специфические этические и правовые проблемы.  Есть целый предмет и философская сфера, называемая этикой и деонтологией. Деонтология – это философская парадигма, основанная выполнении долга гражданином перед обществом. Без понятия долга не могут работать все социально важные структуры общества. Чего нельзя сказать о бизнесе.  Есть этика бизнеса? Теоретически да, а на практике -  нет, исходя как из морально-этического уровня  подавляющего числа бизнесменов (особенно у нас на Украине), так и из самой сути бизнеса. В целом, люди беспринципные более преуспевают в бизнесе.  Так как можно соединить воедино сферы деятельности человека, в одной из которых мораль мешает в достижении целей, а во второй без морали и этики невозможно эффективно поддерживать здоровье общества? Любые попытки соединить несовместимое приводят к неизбежному нарушению клятвы Гиппократа.

   Стремление скрестить  бизнес и медицину вылились  в создание логичной, на первый взгляд, но бесчеловечной по сути страховой системы здравоохранения. Это отдельный вопрос, который так же можно обсуждать. Основная проблема страховой медицины состоит в том, что в ней право человека на медицинскую помощь определяется его материальным достатком, что противоречит не только демократическим нормам, но и нормам совести и здравого смысла.

     Меняется общество, меняется медицина и психология самого врача. В условиях, когда медицина стала бизнесом, никто  даже не вспоминает про её основную функцию – профилактику заболеваний. Мы уже позабыли истинное значение  слова ЗДРАВООХРАНЕНИЕ – охрана здоровья. И сама по себе охрана здоровья крайне невыгодна для любого бизнесмена, у которого работают наёмные люди. Бизнес противоречит основной задаче медицины.

   Основной акцент современной медицины  поставлен на лечении. Что касается профилактики, то она ограничена прививками. Но, это тоже глобальный медицинский бизнес, который базируется на ещё недоказанной «прививочной теории». Суть аргумента в том, что психология медицинского бизнеса входит в неразрешимое философское противоречие, следствие которого, не смотря на наше отношение к философии, мы все  ощущаем. Врач, прежде всего, стремиться искоренить или предупредить заболевание. Но, лечить болезнь значительно выгоднее с финансовой точки зрения медика-бизнесмена.

   Для бизнеса чем больше болеют тем лучшеТ.е. медик бизнесмен не заинтересован в том, чтобы люди не болели. Другими словами для медицины как для бизнеса – чем больше люди болеют, тем лучше.  Не в этом ли кроется источник происхождения множественных вирусных псевдоэпидемий, сотрясающих наше общество, и активно рекламирующихся в СМИ, создавая панику и ажиотаж на медицинские препараты?   Во время эпидемий аптеки и частные терапевты  получают немалые сезонные прибыли. Так нужны ли такой медицине здоровые люди?

Сергей Крижановский

13.03.18

Вернуться в начало статьи Додекаєдр

Вернуться в рубрику "Статьи и новости" Додекаєдр