"Все короли большей частью охотнее занимаются военными делами, чем благими мирными вещами; гораздо более пекутся они о том, как бы правдами и неправдами приобрести себе новые царства, чем о том, как достойно управиться с приобретенными".Томас Мор

Человек не создан для того чтобы управлять людьми

   В социальном плане мы остались на уровне первобытных людей, для которых интересы семьи были выше интересов племени, а интересы племени выше интересов других племён. Современный социум имеет характерную черту женского мировосприятия - семья превыше всего, что не  даёт возможности  воспринимать  и решать  глобальные проблемы общества. Это является одним из обоснований матриархального уклада современного человечества. Вследствие первобытности  социума сложилась ситуация кланового управления, где сила и влиятельность клана зависит от его живучести и богатства,  а не от способности разумно управлять.

   И в таких вот первобытных условиях современности перед человечеством снова встаёт извечный вопрос о том, кто же достоин власти? Например,  все  слышали о  судебной власти, но что это за власть? Под  официальным  одиозным названием скрывается система управляемая самыми обыкновенными людьми, способными на ошибки,   и не лишёнными алчности. «А судьи  кто?»  этот вопрос из комедии А.С. Грибоедова  «Горе от ума» актуален и сейчас, при чём в самом прямом смысле слова. А кто они, эти судьи?  Что  нужно сделать, чтобы стать судьёй?  Кем нужно   быть, чтобы стать судьёй? В современной системе судья – это всего лишь  профессия.  Как в любой сфере  человеческой деятельности,  для   овладения профессией нужно учиться, пройти экзамены, получить диплом и, применяя на практике полученные знания, окончательно овладеть профессией. Любой человек, получивший соответствующее образование,  может стать судьёй. И проверяют судей на соответствие   так же как представителей любой другой профессии – знание теории и способность применения их на практике. Но, знание законов для судьи это далеко не самое главное условие для того, чтобы судить.  А кто учитывает морально-этические качества будущего судьи? Кто и как измерит его моральные качества? Кто  способен  взвесить  на весах слепой Фемиды честь и алчность судьи? А ведь честность и чувство справедливости это самые  главные его  достоинства. И если законы можно выучить, то справедливости научить невозможно, как невозможно добавить человеку совести, если таковой не достаёт. В современном обществе безнравственный человек,   хорошо знающий законы и умеющий их применять, не менее опасен, чем вооружённый бандит.  Так кто те судьи, которые выбирают новых судей? Такие же люди. Только более извращённые своей безнаказанностью и властью над судьбами людей. И, коль была упомянута судебная система, хочу привести слова одного из героев книги Ричарда Олдингтона «Сущий рай», которые довольно точно характеризуют суть судебного процесса: «Перед вами два адвоката, и каждый из них выставляет свою сторону дела в наивозможно благоприятном свете. Беспристрастная третья сторона - судья - подводит итог. Это единственный путь к истине.  Ерунда! С таким же успехом можно определить истину как среднее арифметическое двух лживых утверждений. Юристы спорят вовсе не ради того, чтобы установить истину, а ради того, чтобы выиграть дело». А если учесть, что третья сторона – суд, в отечественной коррупционной системе по умолчанию не может быть беспристрастной, то приходим к выводу, что наша судебная система это позор общества и страшное социальное заболевание.

   Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что  социальная система, в которой мы живём, не способна обеспечить справедливый суд. В обществе  отсутствуют основные критерии отбора его представителей, принимающих важные решения и, самое главное, отсутствует механизм.  Кто и каким прибором может измерить честь и совесть? И так во всём… С представительской властью и избирательной системой  в демократии та же самая проблема. Кто выбирает и по каким критериям? Получается, что человечество не создано для того, чтобы  мудро собой управлять. Последний бастион   самоуправления пал с момента   вырождения кастовой системы, в которой роль человека в обществе напрямую зависела от генетически обусловленных способностей, основанных  на  практическом применении  этих способностей  их предками. У большинства из нас, не зависимо от того, в какой период было получено среднее образование, выработаны четкие ассоциации между понятием касты и системы  эксплуатации и неравенства. Поверьте, такой глобальной и всеобъемлющей эксплуатации, каковая присуща современной демократической системе, человечество ещё не знало. 

   Кастовая система, разновидность которой существовала в различных видах у всех известных истории народов, до определённого времени относительно успешно решала вопрос  места индивида в социуме. Эта система иерархична, как всё в природе. Но, понятие иерархии подразумевает по своей сути угнетение, а выполнение работы по своему предназначению.

     Способности и мировоззрение передаются генетически и вполне логично что сын воина, скорее всего будет лучшим воином, чем сын пастуха, а сын гончара вылепит кувшин лучше, чем сын царя, но, в отличие от сына царя, может не иметь способности к правлению. В основе кастовой системы  было определение сферы деятельности человека, основанное на знаниях о деяниях его предков. Семья принимала решение о вступлении в  браке своих  детей. Конечно, при этом чувства молодых людей учитывались в последнюю очередь, ибо гены небезупречных  предков могли проявиться в их  детях. Подобная система  представляет собой  механизм  искусственного отбора по признакам  и специализациям полезным для общества. Весьма не романтично, но эффективно для поддержания  и развития социума. И современном обществе ситуации в стиле «Ромео и  Джульетта», когда влюбленные не могут быть вместе, встречается не так уж и редко, не смотря на то, что мы живём в обществе, где официально каст нет.

   В кастовом строе заложена природная мудрость.  Но, подобный строй не должен быть герметичным – то есть оставлять возможность перехода индивида из одной касты в другую, при наличии у него соответствующих способностей и навыков, что обеспечить эволюционную динамику общества.

   Главный вопрос – кто, и по каким параметрам будет разделять общество на касты? Ясно  одно – понятие элита общества давно потеряло свою суть, так как то, что называют  элитой, может быть таковой по форме, но не по содержанию. Власть и деньги это всего лишь внешний атрибут элиты, при чём вторичный. Первично, как и во всём в этом мире, содержание, основанное на идеалах  духовности, мудрости и культуры, которые обосновывают право на обладание властью и внешними атрибутами элиты.

   

19.07.18

Сергей Крижановский

Ещё на эту тему: Додекаєдр

Вернуться в начало статьи Додекаєдр

Вернуться в рубрику "Статьи и новости" Додекаєдр