Узор МаййяНа данном этапе эволюции человечеству не нужна глобализация экономики и социальных систем. Народам, составляющим его, необходима национальная идея.   По самым распространённым трактовкам ей можно дать следующее определение: «Национальная идея – это система национального самосознания, определяющая цели существования нации, народа или этноса».  Опасным заблуждением является ассоциация понятий национальной идеи и национализма. Национализм не может быть ни национальной идеей, ни её основой, так как по своей сути является отдельной идеологией и политикой. А национальная идея – это понятие философское, основанное на глобальном мировоззрении и общечеловеческих ценностях. Она не может и не должна зависеть от политики, она должна быть несоизмеримо выше политических движений и направлять их, а не подчиняться. Политика не стабильна и подвержена влиянию других государств. А национализм опасен тем, что имеет весьма тонкую грань, отделяющую его от фашизма. Национализм легко превращается политиками в нацизм, а затем в фашизм. По ряду определений национализм  характеризуется как разновидность национальной борьбы за независимость. В этих определениях кроется опасная для общества подмена понятий. Борьба за независимость – это, прежде всего, патриотизм, тем более что борьбу могут вести многонациональные народы (нации). Понятия народ и нация – это синонимы! Национализм и нацизм это эволюционные стадии фашизма, лояльно воспринимаемые чрезмерно либеральным обществом. Стоит ли вообще использовать слова за которыми уже скрыто столько неопределённости и подмен понятий, маскирующих  множество радикальных деструктивных политических и идеологических течений? Снова приведу мудрые слова Конфуция: «Очень важно называть вещи своими именами».

   И так, как говорилось выше, национальная идея должна быть основана на чём-то на много большем, чем самоидентификация по национальному признаку. Сохранение языка, культуры и национальной самобытности – это обязательная программа для любого народа. Это так же естественно и необходимо, как  дышать. Но, для человека, как и для народа просто дышать недостаточно. Именно национализм ставит во главу национальные особенности, будто это  предел стремлений любого народа, а не его суть. Именно национализм под видом сохранения своей культуры, может насаждать её другим народам и может полностью её уничтожить. 

   Национальная идея способна содержать формы социального управления и политического строя. Так, например, демократию, можно считать частью национальной идеи древнегреческих  городов государств. На определённом историческом этапе  эволюции некоторых народов можно считать и религию. На современном этапе можно сделать вывод, что народы могут перерасти свою религию по причине её архаизма. Или уйти от неё, будучи вовлечёнными  в проповедование иллюзорных ценностей потребительской системы или политики. Но, ни религия, ни атеизм, ни политические формы социального устройства уже не могут быть основой национальной идеи, только временными составляющими её части – национальной идеологии, соответствуя определённым историческим условиям.  Эта идеология должна быть светской, но веротерпимой, уметь быть исторически многонациональной, но способной объединять эти нации в один народ. 

   Национальная идея – это, прежде всего модель социального поведения граждан, основанного на национальной идеологии. Национальная идеология должна состоять из убеждений, не противоречащих  моральным и религиозным устоям нации, направленных на выживание и развитие каждого человека и общества в целом. Она не может содержать идеи выживания за счёт других стан и народов, так как рано или поздно они приведут к краху, как красноречиво свидетельствует история. 

   Люди держат землюОсновой  национальной идеологии должно быть, прежде всего, просвещение граждан. Невежественное население в условиях современных индустриальных и политических технологий обречено на скрытую эксплуатацию, экономическую  и культурную оккупацию. Необразованное общество не может реализовывать планы на пятьдесят – сто лет, без которых невозможно глобальное планирование. Так же как не может противостоять коррупции и чиновничьему произволу. Невежественное общество  постоянно генерирует эти явления.  А безграмотное большинство в демонократической системе, становится удобным инструментом в руках политтехнологов. 

   Национальная идеология должна содержать систему ценностей, которая убережёт человека от роли бездумного накопителя материальных благ в тупиковой потребительской системе,  являющейся порождением чрезмерно разросшегося  частного бизнеса, стремящегося к надгосударственной власти через процессы глобализации. 

   Любая идеология обречена без вечных и реальных ценностей. Что это за ценности? Это основы человеческой морали и поведения, без которых человек  перестанет быть человеком. К ним можно отнести любовь, добро, взаимоуважение, разумный аскетизм и ответственность перед семьёй, родом и народом. И каждый, кто твердит об их абстрактности или не понимает элементарных вещей, или кривит душой, оправдывая  своё поведение. Трудность восприятия вечных ценностей заключается в том, что   понимать их мало, их надо чувствовать. Скажу без преувеличения, что чувство это дано всем нам от рождения, но его заглушает ум, а разум есть не у всех. Но жизнь берёт своё, потому что есть ценности, которые меняются вместе с нами, а есть вечные ценности, меняющее нас…

   Если шкала ценностей народа выстроена на основе  денежного эквивалента, то рано или поздно этот народ продаст свою родину и себя самого. Человек должен осознавать, что деньги – это не цель, а лишь средство. Понимать, что красота – это не косметика, а гармония внешних и внутренних качеств. Мода – это не одежда. Модно быть здоровым, физически и умственно развитым. Модно быть культурным и образованным человеком, свободным от любой наркотической зависимости. Модно совершенствовать себя, а не свои гаджеты. Люди погрязли в потребительской рутине, где выделиться можно только покупая что-то, но не совершенствуя себя. Это мир, в котором человек без своих привычных вещей ничего из себя не представляет.

   Национальная идея успешна, когда способна создать условия  для эволюционных общественных процессов, направленных на сохранение и усиление позитивных мировоззренческих и  моральных качеств общества. Трудно построить благополучное общество из людей не понимающих почему нельзя бросать мусор мимо урны и соблюдающих законы из-за страха а не из-за понимания. 

   Создание любой идеологии рано или поздно подведет в необходимости формулировки цели.  А у народа должна быть цель, масштабы которой уходят далеко за рамки понятий личного благосостояния. Цель, к которой нужно идти постоянно, решая стратегические и тактические задачи человечества. 

27.08.18

Сергей Крижановский

 

Вернуться в начало статьи Додекаєдр

Вернуться в рубрику "Статьи и новости" Додекаєдр