Пол Фейерабенд Многие научные открытия совершались учеными вопреки главенствующим научным и этическим концепциям. Будущий нобелевский лауреат Пол Грингард в середине прошлого века доказал, что внутри человеческого мозга происходят не только электрические реакции, но и химические, а китайский генетик Цзянькуй Хэ в 2018 году провел первые эксперименты по редактированию геномов эмбрионов. «Хайтек» рассказывает об ученых, которые совершали свои исследования вопреки главенствующей научной мысли, а также принципах научного анархизма.

   Учеными-анархистами принято называть исследователей, которые либо ведут свои разработки с крайне непопулярной у авторитетного научного или религиозного сообщества стороны, часто граничащей с псевдонаукой, либо проводят эксперименты, находящиеся за гранью этических норм общества.

   Как правило, такие исследования оказываются на периферии научной мысли, хотя довольно часто это происходит справедливо. Многие из таких ученых занимаются достаточно странными экспериментами — кто-то пытается математически объяснить природу недоказанной левитации, другие придумывают новую конструкцию колеса или велосипеда.

   Анархистская теория познания, «эпистемологический анархизм» — релятивистская концепция науки, предложенная американским философом Полом Фейерабендом. В этом подходе он предлагает полностью отказаться от каких-либо универсальных критериев истинности знания, от навязывания этих критериев государством или обществом.

   В своей книге «Против метода» Фейерабенд пишет, что эти критерии создают препятствие для свободного развития науки, поскольку каждый ученый может развивать идею, даже если она кажется ему абсурдной или устаревшей. При этом каждый зритель или слушатель может сам выбирать, с какой теорией соглашаться, каких придерживаться взглядов, даже если они противоречат друг другу.

   В качестве примера Фейерабенд приводит фигуру Ньютона. Общество часто называет науку и религию полными противоположностями, однако Ньютон в своих научных исследованиях вдохновлялся именно идеей Бога и религиозными космогониями. По сути, божественное послужило началом научного, однако этого бы не произошло, если бы ученый не пошел против главенствующей тогда научной парадигмы.

    Пол Фейерабенд родился после Первой мировой войны в Вене, а когда после 1938 года Австрия стала частью Третьего рейха, он, как и его родители, стал сторонником нацистов. Сам Фейерабенд в своих воспоминаниях отмечал, что никогда не был ярым приверженцем Гитлера, однако знал о зверствах, которые творили нацисты, и относился к ним абсолютно нормально.

Во время войны Фейерабенд находился на Восточном фронте — там он заработал Железный крест и звание лейтенанта. Во время наступления советской армии уже во второй части войны он получил три пулевых ранения в живот и руку, был отправлен в тыл, где почти год лежал в больнице. В итоге Фейерабенд проходит всю жизнь с палочкой, и ранение на войне станет одной из причин, по которой он начнет заниматься сначала наукой, а потом и философией науки.

  С 1958 по 1989 годы — практически половину своей жизни — Фейерабенд провел в США, где преподавал в Калифорнийском университете в Беркли. Там он разработал свой метод отрицания универсальных научных правил и написал самые известные книги в истории научного анархизма, в том числе «Наука в свободном обществе» и «Прощай, разум».

   Некоторые эксперты отмечали противопоставление анархизма науки Фейерабенда и экономической модели государства, в котором он жил. В США, с одной стороны, люди, в том числе и ученые, могут делать абсолютно все, что им захочется. С другой стороны, у них нет чистой свободы, поскольку все их существование подвержено работе стандартной экономической модели. Эпистемологический анархизм, одним из основоположников которого и был Фейерабенд, как раз строится как бы в противовес капиталистической системе.

   Согласно эпистемологическому анархизму, существует один принцип, по которому должны работать ученые: «Дозволено все». Он позволяет ученому изобретать собственную концепцию и доказывать ее любыми аргументами, даже если изначально кажется, что они абсолютно не связаны с предложенной теорией.

   Фейерабенд также высказывается за полное отделение государства от науки, поскольку в ином случае, как отметил президент Дуайт Эйзенхауер, «государство окажется в плену у научно-технической элиты». Однако Фейерабенд аргументирует это тем, что научные догмы и стандартизированное образование приводят к стагнации науки, особенно в критериях защиты той или иной научной мысли.

Святослав Иванов

29.06.2019

Источник: https://hightech.fm/2019/06/28/paul-feyerabend

Вернуться в начало статьи Додекаєдр

Вернуться в рубрику "Статьи и новости" Додекаєдр