“Атеизм - порок некоторых умных людей, суеверия - порок глупцов” 

Вольтер 

   atheist eflf1dАтеисты и религиозные фанатики с первого взгляда кажутся антиподами мировоззрения, но, как любые крайности имеют в себе немало общего. Про ужасы “святой” инквизиции знают все. Образы сжигаемых на средневековых кострах ведьм и еретиков являются классическим образом религиозного фанатизма. Зарево этих костров символизирует не только борьбу церкви с инакомыслием, но и со здравым смыслом. В результате этой борьбы мировоззрение паствы ограничивалось до уровня геоцентрической системы, заключенной в твердь небесную, а попытки проникновения разума за эту мнимую оболочку считалось бессмысленным и даже опасным. Вспомните Джордано Бруно, утверждавшего, что это Земля вращается вокруг Солнца, и, более того, Солнце может быть не одно во Вселенной. Сожгли... Галилей избежал его участи, после чего  осмелился заявить: “И все таки, она вертится!”.  Да, вертится, и современная церковь согласна с этим, даже извинилась за средневековые костры. Как мило… Но статья не об этом.

  „Никогда ещё никакая религия ни прямо, ни косвенно, ни догматически, ни аллегорически не содержала истины. Ибо каждая религия родилась из страха и нужды и вторглась в жизнь через заблуждения разума”. Так рассуждал известный богоборец Фридрих Ницше. В эпоху научно-промышленного прогресса наука и свобода слова развеяли остатки средневекового мрака, сделав религиозные догмы анахронизмом, а саму религию одной из версий восприятия мира. Настала эпоха атеизма. Атеизм - понятие не новое. Ещё в культуре древнего Египта оно символизировало разрыв с богами, или каким-то конкретным богом в политеистической религии.   В монотеизме христианства или мусульманства атеист - слово ругательное, то есть безбожник. 

    И так, верующий говорит: “Бог есть!”. Атеист утверждает: “бога нет!”. И никто из них не может ни доказать свою правоту, ни опровергнуть утверждение оппонента. Аргументы типа “космонавты были в космосе и никакого Бога не видели” уже не проходят, ибо современные религиозные люди наслышаны о достижениях в космической сфере и гипотетической бесконечности Вселенной, в которой, теоретически может быть всё, что угодно, в том числе Бог. Поэтому религия будет всегда.

   Как показывает история, атеист может быть страшнее любого религиозного фанатика – последний хоть во что-то верит. Нельзя отвергать сдерживающий фактор религии в отношении социального поведения человека - страх перед высшими силами зачастую превосходит страх перед законом.  Есть конечно такие личности, которые не боятся ни того, ни другого, но их, к счастью, не так много. Большинство, скорее всего, боится общественного порицания. Все зависит от обстоятельств. И внешне добропорядочные люди зачастую не нарушают закон не из-за внутренних убеждений, а из-за страха быть наказанными и обвиняемыми в глазах других людей, перед которыми всю жизнь старательно носят маску порядочности. А потому не стоит удивляться, что в экстремальных условиях, в условиях бесконтрольности и вседозволенности внешне обычные люди превращаются в стадо животных.

   Атеист все равно нуждается в некой «религии». Он может верить в науку или, демократию, в светлое будущие или в деньги. Он всё равно должен во что-то и кому-то верить. В конце 19го века появилось мнение, что наука для многих людей заменила религию, и с этим трудно не согласиться.

   Атеисты упрощают картину мира до прагматичной зоны комфорта, границы которой слабо освещены лучами научного познания. Они крайне категоричны в понятиях, о которых наука еще не может дать достоверного объяснения.  Атеисты чаще печальны и грустны, потому что не знают, что будет после смерти.  Иные, напротив, могут бросаться во все тяжкие, беря от жизни все, ведь она у них одна. Поколение “PEPSI” - это культ бесшабашного отчаяния. Верующие в этом вопросе более оптимистичны, они уже не покупают индульгенции у средневековых монахов жуликов, но всё же надеются на счастливый билет в рай.  Буддисты вообще готовы к бесчисленной череде реинкарнаций, а потому могут чувствовать себя вполне комфортно, живя в картонной коробке. Зачем что-то менять? Жизнь ещё будет...

   Быть атеистом - это большая ответственность, для этого нужно быть справедливым, порядочным и грамотным человеком, фанатично уверенным в то, что люди должны жить по совести. В этом атеист должен быть немного фанатиком. При отсутствии вышеуказанных качеств этот человек будет банальным безбожником, прикрывающимся атеизмом, или обычным мизантропом, одинаково ненавидящим и религию, и атеистов. 

   Но, как говорит народная мудрость: “Не бывает атеистов в окопах под огнём”. Все мы бываем и атеистами и глубоко верующими, в зависимости от происходящих с нами событий, влияния других людей и собственного настроения, когда не вечный разум, задумывается о Вечном. А истина всегда где-то посередине и немного выше нашего взгляда.

Есть день, есть ночь,

сияет свет, клубится тьма.

Даётся ум 

и право не сходить с ума.

Даётся жизнь,

ты можешь знать или не знать –

можно прожить,

а можно просуществовать.

Любовь даруется

с возможностью возненавидеть.

Даётся взор,

но можно ничего не видеть.

Душа извечная,

но в душу можно и не верить.

Даётся вера,

которую нельзя проверить.

Сознание –

его так трудно осознать.

Желания,

с которыми не совладать.

Права, законы

с надеждой вечной в благодать.

Но нет здесь права,

 чтоб ничего не выбирать …

Сергей Крижановский

24.02.21

Вернуться в начало статьи Додекаєдр

Вернуться в рубрику "Статьи и новости" Додекаєдр