цивилизацияМы считаем, что живём в цивилизации и строим её, а значит, по умолчанию, - мы люди цивилизованные. Думаю, каждый из нас может оспорить это утверждение, исходя из разного понимания цивилизованости. 

   Можно найти множество определений этого понятия. Они зачастую могут носить следы идеологий, под воздействием которых тот или иной автор дал свою трактовку данного явления.  В целом мы найдём в них следующие аспекты: этнический, духовный, культурный, научный, социальный и экономический. Из всех найденных определений цивилизаций, лично я, выделил это:

   «Цивилизация (лат. civilis – гражданский, государственный) – 1) культура, присущая обществу как формации, а также отдельным частям общества на данном историческом этапе; 2) степень, уровень общественного развития; 3) отдельные периоды, стадии материального и культурного развития; 4) ступень общественного развития, следующая за варварством.» (Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 595.).

   Данное определение ни лучше и ни хуже других, оно – типовое и ёмкое. Нужно отметить, что нет единой трактовки цивилизации, и в отношении этого вопроса не ведутся научные споры. Большинство определений состоит из нескольких пунктов, которые дают понятие о цивилизации не только как о явлении, но, в первую очередь, как о процессе.  А потому понятие цивилизованность не определяет уровень развития личности или общества, а лишь связывает его с тем или иным этапом развития цивилизации как таковой. Цивилизация, как объект, – это всего лишь слепок определённой стадии эволюционного процесса. Сам по себе этот слепок может сказать только о данном этапе цивилизованности. Это может быть начало новой эпохи или тупиковое ответвление, но определить это по одному «слепку» трудно, нужны более ранние «слепки», как в археологии и палеонтологии. Поэтому видение и развитие человеческой цивилизации без истории невозможно.

   Сказать, что человек цивилизован – это ничего сказать. Круг пещерных людей вокруг костра, погасшего сотни тысяч лет назад, - тоже признак цивилизованности, но на определённом её этапе. Определение цивилизации эволюционировало вместе с ней самой. В античном мире цивилизованностью считалось культурное отличие от варваров. В средние века цивилизациями могли называть отдельные сообщества, о отличные друг от друга национальными, религиозными и культурными характеристиками.

   Так цивилизованы ли мы? Безусловно, ведь мы являемся частью большого общества, владеем языковыми средствами общения, пользуемся компьютерами и мобильными телефонами. Но, куда мы идём? И на много ли цивилизация атомной энергии и смартфонов лучше цивилизации пещерного костра? В статическом восприятии современная цивилизация, безусловно, совершенней. Но, если сравнивать их в эволюционной динамике, то ответ не так очевиден. Важнейшие характеристики цивилизации – перспективность, и стабильность.

   Перспективность цивилизации пещерных людей очевидна – от них произошли мы, значит, они всё делали правильно, по крайней мере в плане эволюции и выживания. Выживание характеризует следующую характеристику – стабильность. Наши пещерные пращуры смогли пережить эпидемии, природные катаклизмы, сохранить и развить культуру, наработать эффективные социальные модели существования. Теперь вернёмся к цивилизации атома и смартфонов. Перспективность её под вопросом, и не только потому, что мы не знаем нашего будущего. Будущее мы можем моделировать с той или иной степенью точности – и что в нём? Например, завтра мы можем уничтожить себя посредством ядерного оружия или вируса, вырвавшегося из секретной лаборатории. Вероятность природных и космических катаклизмов тоже никто не отменял, как и для пещерных людей, но, пещерные люди стремились выжить, а современный человек неосознанно стремится себя уничтожить. Стабильность современной цивилизации мы частично рассмотрели в оценке предыдущей характеристики и пришли к выводу о том, что её нет. Это хрупкое равновесие между вероятностью техногенной катастрофы или природного катаклизма. Сюда же можно добавить попытки изменения проверенных веками моральных и социальных моделей поведения и заменой их экспериментальными моделями, не прошедших исторических испытаний, но навязываемых нам как единственно верное решение. Это вопросы глобализации, гендерного равенства, финансовой системы, экономики и роли семьи. 

   И так, 3:1 в пользу цивилизации наших далёких пращуров, греющихся в пещере вокруг костра. Цивилизация нашего времени в этом споре взяла лишь одно очко за комфортность жизни. Но, не надо забывать. Что параллельно с нами ещё живут первобытные культуры, а многие современные люди в офисах и квартирах по-прежнему сохранили первобытные нравы. И если вы снова будете сравнивать условия жизни современного цивилизованного человека с условиями жизни диких племён в джунглях Амазонки или народов край  него севера, не забывайте, что Цивилизация – это не мгновение, а беспрерывный процесс. А беспрерывность современной цивилизации под большим вопросом и в случае катаклизмов различного рода скорее всего выживут именно современные нам дикие племена, так как они не избалованы и не ослаблены, цивилизацией данного мгновения.

Сергей Крижановский

21.06.2021

Вернуться в начало статьи Додекаєдр

Вернуться в рубрику "Статьи и новости" Додекаєдр